Интерпретация концепта "политическая деятельность" в современной философской мысли - page 3

3
Интерпретация концепта «политическая деятельность»
но выступает в качестве иного способа конфликта. Каким же образом
происходит развитие конкретной политической деятельности в форме
конфликта?
Важно заметить, что отношение «мы»-«они» перестает выступать
в постмарксистской теории в виде
антагонистического
отношения
(друг-враг, свой/чужой), так как такое отношение (согласно идеям
К. Шмитта) может привести к вооруженному столкновению, когда
один участник угрожает существованию другого. При этом, нужно
учитывать, что ресурс для возникновения антагонизма никогда не мо-
жет быть полностью исчерпан. Поэтому «антагонистическая» поли-
тическая деятельность должна смениться «
агонизмом
» противников,
«
агонистической конфронтацией
» (Ш. Муфф). Суть этой конфрон-
тации заключается в том, что ее рамки постоянно переосмысляются
и подвергаются трансформации в ходе борьбы «противников». В рам-
ках данной конфронтации «агонизм» становится таким отношением
«мы-они», при котором «конфликтующие стороны согласны в том, что
рационального решения их конфликта не существует, в то же время
каждая из сторон признает легитимность оппонента»
1
[8, с. 98]. Тем
самым в пространстве модуса «агонизма» сфера человеческой жизне-
деятельности
способна перестать быть сферой конкуренции за облада-
ние властью, в этой сфере начинают постоянно происходить процес-
сы коренной трансформации отношений «господства», опровержения
власти и преодоление господствующей гегемонии.
Итак, в современной философской мысли новое звучание приоб-
ретает термин «
гегемония
» (широко используемый А. Грамши в пер-
вой половине XX в.). Постмарксисты указывают на невозможность
однозначной детерминации социального субъекта какой-либо струк-
турой, так как нельзя четко зафиксировать противоречивые действия
этого субъекта. Конечно, общественные процессы подлежат постоян-
ному регулированию, но при этом они обладают лишь относительным
характером, представляют собой своеобразную попытку установить
гегемонию
над социокультурным бытием. Установление гегемонии
непосредственно связано с антагонистической борьбой за придание
конкретным коллективным субъектам руководящей роли. Любой об-
щественно-политический порядок представляет собой результат серии
попыток установления определенной структуры, но данное институ-
циональное оформление конкретной политической деятельности бу-
дет являться случайным. Сложившийся порядок будет основываться
1
Муфф Ш. Политика и политическое // Политико-философский ежегод-
ник. — М., ИФРАН, 2008. — С. 98.
1,2 4,5,6,7,8,9
Powered by FlippingBook