Интерпретация концепта "политическая деятельность" в современной философской мысли - page 6

6
Избегая тенденций сектантства и «квазиреволюционности», со-
временному общественно-политическому движению следует обрести
способность «повторить» уроки традиционных движений протеста:
«повторить» не в смысле их деятельности, а в смысле практического
воплощения их упущенных возможностей. В рамках концепции В. Бе-
ньямина данное «повторение» означает, что общественно-политиче-
скому движению необходимо обнаружить нереализованные возмож-
ности практик сопротивления существующему социальному порядку
и воплотить их в определенном отрицании данного порядка [2, с. 82].
Сама социальная реальность должна интересовать субъекта политиче-
ской деятельности и в качестве прошлых событий — в плане рекон-
струкции опыта свободы, которому угрожает «выпадение» из истори-
ческой памяти. Субъект должен сохранять «верность» этим событиям
(А. Бадью), причем эта верность должна оставаться практическим во-
просом — вопросом действия, вопросом организации. Отказываясь от
ценностей и идеалов освободительной деятельности, субъект полити-
ческой деятельности может поставить под угрозу свое существование.
При этом общественно-политическое движение должно быть готовым
к рискованному действию, быть готовым совместить прежний опыт
«праксиса» с инновационной деятельностью, направленной на транс-
формацию системы и «переворачивание» иерархических структур. Как
пишет А. Магун, перспективной тенденцией в развитии такого рода
движения является именно неразрывная взаимосвязь теоретического
осмысления «уроков прошлого» с мгновенным, решительным действи-
ем, преображающее ситуацию, изнутри которой проблема политиче-
ской деятельности была неразрешима [7].
В итоге, общественно-политическое движение способно утратить
свой утопический характер и тем самым развить в себе потенциал но-
вых общественных изменений,
стремится идентифицировать суще-
ствующие возможности преобразования социального бытия.
Пробле-
ма заключается в том, что «верность опыту свободы» в современных
условиях достигла, по словам А. Бадью, «предела насыщения» [1]. Та-
кое «насыщение» наступает в той ситуации, когда субъект не может
найти ничего нового в сфере прежнего опыта (скажем, в опыте партий-
ной политики). Возможна и негативная интерпретация этого «насы-
щения» (усиление реакционных тенденций во властных структурах),
но возможна и положительная — продолжить осмысление и система-
тизирование социально-политического опыта, рассматривать измене-
ние общественно-политического порядка как метафору-образ, искать
новые формы организации (скорее всего, основанные на непрерывной
циркуляции индивидов в отношениях «руководство-руководимые»).
М.А. Максимов
1,2,3,4,5 7,8,9
Powered by FlippingBook