1
УДК 808.2:378
Жанрово-функциональная типология
и конструктивно-языковые особенности устной
научно-профессиональной коммуникации
© Т.П. Скорикова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрена специфика устной научно-профессиональной коммуникации с точки
зрения темы, ситуаций, формы речи и системы жанров. Определены основные
конструктивно-языковые особенности устного научного текста в сравнении
с письменной формой научной речи.
Ключевые слова:
устная научно-профессиональная коммуникация, жанры устного
научного текста, экстралингвистические признаки УНР.
Устная научно-профессиональная коммуникация — понятие, ак-
тивно разрабатываемое в современной лингвистике и методике. Под
этим термином мы понимаем особую функциональную разновид-
ность русского литературного языка — доклад, лекция, сообщение,
дискуссия, диалог, спор, беседа — на темы науки и специальности,
осуществляемую в ситуациях публичного и непубличного (нефор-
мального) общения профессионалов (учащихся нефилологического
профиля, ученых, специалистов в той или иной отрасли науки и про-
изводства).
В связи с активным развитием интернет-коммуникаций как новой
речевой формации и жанров компьютерно-опосредованного дискурса
[1, 2–6] изучение специфики устной научно-профессиональной речи
с точки зрения тем, ситуаций, языковых особенностей и системы
жанров видится особенно актуальным. Цель настоящей статьи —
представить систематизированное описание жанрово-коммуникатив-
ной типологии устной научно-профессиональной коммуникации с
учетом последних результатов исследований в области теории рече-
вых жанров [2, 3, 7, 8–13] и описания функциональных разновиднос-
тей русского языка [9, 11, 14–16].
Опираясь на данные нашего анализа устной научной речи (да-
лее — УНР), отраженные во многих научных публикациях и учебных
пособиях [3, 15–17, 18, 19], подчеркнем, что профессионально-
научное общение представляет собой специфический коммуникатив-
ный вид современной профессиональной деятельности, направлен-