Т.П. Скорикова
4
аудитории всегда является сознательной (в разговорной речи она не-
осознанна), направленной на преодоление психологических затруд-
нений в общении.
При этом УНР осуществляется и в монологической (жанры до-
клада, сообщения, выступления, лекции), и в диалогической форме
(жанры экзамена, консультации, беседы, дискуссии), наиболее полно
реализующей функции общения и воздействия на собеседника.
Особенности УНР, как особой функциональной разновидности рус-
ского языка, обеспечиваются прежде всего ее устной формой, которая
сближает УНР с разговорной речью. С другой стороны, интеллектуали-
зированное содержание текстов соотносит УНР с соответствующими
письменными текстами научной тематики, отражающими кодифициро-
ванный литературный язык. Обращенность к определенной аудитории
и значимость тематики роднит УНР с устной публичной речью.
УНР характеризуется ситуативно-тематической и жанровой за-
крепленностью, причем, как и устная публичная речь другого вида
(официально-делового, публицистического), имеет более разветвлен-
ную и устойчивую систему содержательных и композиционных форм
по сравнению с разговорной речью.
Под ситуацией речевого общения мы понимаем комплекс при-
знаков, характеризующих условия, в которых протекает речевой акт,
самих участников общения, их специальные и личностные взаимоот-
ношения, отношение к речи. Условия осуществления речевого акта
складываются из следующих показателей: место коммуникативного
акта, продолжительность общения по времени, публичность-непуб-
личность обстановки общения (этот фактор связан и с числом участ-
ников коммуникации).
Характеристика участников коммуникации и их взаимоотношений
охватывает такие моменты, как количественные отношения адресанта
и адресата (один-один, один-много), их социальные и психологические
данные, смена ролей говорящий-слушающий, степень знакомства,
наличие общей апперцепционной базы, официальность-неофициаль-
ность отношений, их социальные роли. Отношение участников обще-
ния к речи включает в себя степень подготовленности речи, характер
осведомленности о предмете речи (высокая-низкая, одинаковая-раз-
ная), наличие или отсутствие оценочного отношения к высказыванию.
Перечисленные параметры, характеризующие различные стороны си-
туации общения, взаимосвязаны и часто взаимообусловлены.
Наибольшее значение фактора ситуации в сфере УНР обнаружи-
вается при отборе языковых средств: в устном научном тексте упо-
требляются средства той или иной стилистической принадлежности
(книжно-письменной, общелитературной, устно-разговорной) в
определенных условиях общения. При этом соотношение книжно-