Жанрово-функциональная типология и конструктивно-языковые особенности устной научно-профессиональной коммуникации - page 8

Т.П. Скорикова
8
Лингвометодическая модель описания жанров устного научного
общения представлена нами в пособии «Обучение устной научной
речи: теория и практика» [17], в подготовке и издании которого автор
настоящей статьи принимал активное участие. В книге рассматрива-
ются различные ситуации общения, характерные для учебного про-
цесса, а также для профессиональной деятельности специалиста.
К жанрам учебно-профессионального общения, как показано вы-
ше, относятся семинарское и практическое занятия, консультация,
защита курсовой работы, зачет и/или экзамен. Речь в этих ситуациях
считается диалогическим жанром УНР. Она характеризуется общими
признаками УНР: устным осуществлением, необратимостью во вре-
мени, яркой интенциональностью. Для речевого общения в данных
ситуациях свойственны такие общие показатели, как привлечение
невербальных элементов речевой деятельности, ситуативная при-
крепленность, тематическая заданность.
Принадлежность к научному стилю речи проявляется в лексико-
грамматическом наполнении реплик, оформленных грамматическими
конструкциями и насыщенных научной терминологией. Рассматри-
ваемые речевые жанры различаются, во-первых, своими содержа-
тельно-коммуникативными целями и, во-вторых, композиционной
организацией, что проявляется в распределенности (по жанрам) и ча-
стотности представленных в устном учебно-профессиональном об-
щении интенций. Интенция понимается нами как намерение, цель,
направленность сознания, воли и чувства на какой-либо предмет и
рассматривается как опосредствующее звено при переходе от комму-
никативной потребности к речевому действию.
Интенции делятся на коммуникативно-смысловые и собственно
коммуникативные. В числе последних можно выделить тактические
(служащие организации коммуникативного акта) и интенции контакта
(служащие установлению контакта между участниками коммуника-
ции). Через посредство собственно коммуникативных интенций полу-
чают речевое воплощение языковые функции общения и воздействия,
а информативная функция языка выражена слабо. Из этих интенций
жанровой закрепленностью в большей мере обладают тактические ин-
тенции, они же теснее прикреплены к определенной ситуации.
Собственно коммуникативные интенции, тактические интенции и
интенции контакта свойственны устной диалогической и монологи-
ческой речи. В числе первых можно назвать такие, как побуждение к
действию, запрос информации, ответ на запрос информации, просьба
дать определение, корректировка, инструктирование, констатация
ошибки, выражение согласия или несогласия, вербальная оценка, вы-
ражение незнания или непонимания, поддержка мнения, предложе-
ние решения проблемы и др.).
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11
Powered by FlippingBook