Т.П. Скорикова
6
Почему? // Почему только вид создает проблему / а другие таксоны
проблемы не создают? // Вот если мы на этот вопрос / ответим ясно
и четко / нам сразу станет понятно / что же такое вид / в отличие
от других единиц меры //
Письменный научный текст
(постановка проблемы)
«Проблема определения вида относится к числу важнейших философ-
ских задач науки. Она всегда интересовала и социологов, и философов.
Однако на вопрос о том, что такое вид, никто из ученых не мог бы
дать исчерпывающий ответ. В силу сложившихся современных пред-
ставлений о виде следует обратить внимание на следующее обстоя-
тельство. Известно, что классификация растений, животных и микро-
организмов осуществляется с помощью единиц измерения, которые
называются таксонами. Основной таксон или основная единица измере-
ния органической природы — это вид. Сходные таксоны объединяются
в роды, роды в семейства, семейства в порядки и т .п. В связи с этим
встает вопрос, что же отличает вид от других единиц меры. Ответ на
этот вопрос может пролить свет на проблему определения вида».
Письменный вариант текста отличается логичностью, сжатостью
и четкостью подачи информации, отсутствием избыточных повторе-
ний и разъяснений, безличной формой изложения, а также нехарак-
терностью прямых обращений к адресату. Устный вариант отрывка
лекции содержит большое количество устно-разговорных элементов:
прямые обращения к слушателям, диалогизация речи в форме во-
просно-ответных фраз при формулировке проблемы, местоименно-
глагольные формы, указывающие на говорящего (лектора), сегменты
текста, содержащие дублирующую информацию (повторы, уточне-
ния и разъяснения). Языковые особенности структурной организации
устного научного текста обусловлены фактором адресованности зву-
чащего слова к конкретной аудитории в определенный временной
отрезок протекания речи, не имеющего места при письменной форме
сообщения научной информации.
Содержательно-тематическая сторона общения способна не толь-
ко воздействовать на отбор языковых средств, но и совместно с фак-
торами ситуации и коммуникативной интенции влиять на выбор
жанра. Вместе с тем конкретная тема (тематика гуманитарных, точ-
ных, естественных наук, распределенность тем по конкретным
наукам) сама по себе не определяет выбора жанра.
Тема влияет на:
1) соотношение в тексте данного жанра письменно-научных
и собственно разговорных элементов;
2) способы сочетания приемов развертывания информации
в тексте (повествование, рассуждение и т. п.);