Жанрово-функциональная типология и конструктивно-языковые особенности
7
3) некоторые особенности композиции, не нарушая, однако, ком-
позиционной структуры жанра.
Жанры УНР являются в основном ситуативно закрепленными.
Так, лекция — это и название жанра, и ситуация осуществления дан-
ного типа речи. Однозначное соответствие жанра лекции ситуации
общения с достаточной четкостью позволяет выделить этот жанр, то-
гда как границы других жанров (сообщение — выступление) пред-
ставляются размытыми.
Наиболее частотными ситуациями научно-профессионального
общения в устной форме являются следующие: ситуация лекции
(учебной или публичной), конференция, семинар, симпозиум, сове-
щание, заседание. Для этих ситуаций, обладающих высокой степе-
нью публичности (при сравнении некоторых жанров имеет место
градация по признаку публичности, например, конференция — засе-
дание проблемной группы), типичны жанры монологического харак-
тера, хотя и возможны «потенциально диалогические» жанры: поле-
мическое выступление, сообщение дискуссионного плана, которые
могут повлечь за собой собственно диалогическую речь (полилог) —
обсуждение, дискуссию.
Другие ситуации с менее выраженным признаком публичности
речи (и часто с меньшим числом участников общения, меньшей степе-
нью официальности обстановки или отношений коммуникантов) —
ситуация «круглого стола», заседания кафедры, сектора института, си-
туация обсуждения на каком-либо заседании отдельной проблемы,
производственное совещание, ситуация консультации — соотносятся
с «потенциально-диалогическими» жанрами и жанрами обсуждения,
дискуссии.
Проведенные исследования в области изучения УНР позволяют
нам выдвинуть тезис о том, что в основу обучения разным жанрам
научно-профессионального общения может быть положен материал
аутентичных звучащих текстов, закрепленных за определенными ситу-
ациями в данной сфере общения [см. материалы фонохрестоматии: 18].
Представим типологию жанров УНР в виде таблицы (табл. 1):
Таблица 1
Типология жанров устной научной коммуникации
Ситуации и основные жанры учебно-
профессионального общения
Ситуации и основные жанры научно-
профессионального общения
Практическое (семинарское) занятие
Экзамен
Консультация
Защита курсовой работы
Конференция и научный семинар
(доклад, сообщение, выступление)
Дискуссия