Наука о детерминации рисков и ментальных ответах на их возникновение
Гуманитарный вестник
# 12·2017 9
Термин «биоэтика» ввел в культуру американский биолог и врач-
онколог В.Р. Поттер в 1969 г. Он писал, что «человечество нуждается
в соединении биологии и гуманитарного знания, из которого пред-
стоит выковать науку выживания и с ее помощью установить систе-
му приоритетов» [16, c. 34]. Биоэтика стала наиболее динамичным
разделом этического учения. Она ставит проблемы, которых не было
в традиционной этике, и формирует самые живые «точки роста» эти-
ческого знания.
Биоэтика — это ответ нравственного менталите-
та человечества на риски развития медико-биологического знания и
ухудшение экологической ситуации
. Эта ведущая сейчас отрасль эти-
ческого знания формирует нравственные принципы деятельности
биологов, врачей, педагогов, да и всех людей, направленные не толь-
ко на сохранение, укрепление и активное создание здоровья людей,
но и на сохранение биосферы в коэволюционном процессе социопри-
родного развития [17]. В рамках современной этики возникает новое
понимание ответственности, которое Х. Йонас сформулировал в виде
особого «императива ответственности»: «Действуй так, чтобы ре-
зультат твоего действия обеспечивал непрерывность человеческой
жизни» [18, c. 13].
Для этического регулирования биомедицинских исследований
выработаны три основных способа. Во-первых, это процедура
ин-
формированного согласия
, которое каждый испытуемый дает перед
началом исследования. Во-вторых, научные биомедицинские журна-
лы, в материалах которых изложены результаты проведенных иссле-
дований, должны допускать к публикации лишь такие статьи, авторы
которых удостоверяют, что представленное ими исследование было
осуществлено с соблюдением этических норм, зафиксированных в
Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации.
В-третьих, каждый исследовательский проект может осуществляться
только после того, как будет одобрен независимым этическим коми-
тетом. Такая практика начинает применяться и в отношении исследо-
ваний, проводимых на животных [19].
Применительно к природе Н.Н. Моисеев разработал и ввел в
научный оборот аналогичный императиву ответственности Йонаса
концепт экологического императива, означающий ту границу допу-
стимой активности человека, которую он не имеет права переступать
ни при каких обстоятельствах [20].
Экологический императив — от-
вет формирующегося глобалистского менталитета на угрозу обще-
планетной экологической катастрофы.
Он призван ограничить
агрессивность общества по отношению к природе.
Принципы биоэтики сегодня в обобщенной форме представлены
в международном документе «Конвенция о защите прав и достоинств
человека в связи с использованием достижений биологии и медици-