Наука о детерминации рисков и ментальных ответах на их возникновение
Гуманитарный вестник
# 12·2017 5
сокая соревновательность, стремление к достижениям, смелость и
любовь к новизне — классические нормативные мужские качества.
Мальчик, желающий стать «настоящим мужчиной», делает все, что-
бы обладать ими.
И. Кон справедливо отмечает, что поскольку повышенная риско-
ванность поведения подростка биологически нормальна, то вместо
того, чтобы пытаться устранить ее и привить ему полное послуша-
ние, нужно стараться избежать ее наиболее опасных последствий [4].
Общество (особенно учителя, родители, наставники) всячески пыта-
ется уменьшить угрожающие людям риски. Вся система воспитания
детей направлена на их избежание: безопасный транспорт, безопас-
ный секс, безопасные технологии, безопасный Интернет, есть даже
школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
В этом контексте современную культуру вполне можно назвать куль-
турой осторожности, где любой выходящий за пределы необходимо-
сти добровольный риск представляется нежелательным, ненормаль-
ным и безответственным. Но личная свобода и индивидуальность
бытия неотделимы от выбора и риска. В людях сочетаются осторож-
ность и склонность к риску. Пропорция между этими противополож-
ностями у людей различна: от значительного преобладания рисково-
сти до превалирования осторожности. Строить систему воспитания
на культивировании одной осторожности не совсем рационально, это
тормозило бы становление творческих личностей. В системе воспи-
тания должны присутствовать способы формирования у молодых
людей стремления к новизне в разных сферах деятельности, превы-
шению уровня своих достижений, смелости, решительности, целе-
устремленности. Возможно, этому могут способствовать спорт, во-
енные и иные игры, волонтерская деятельность, научная работа, ху-
дожественная самодеятельность, работа в общественных органах
охраны порядка (аналогах бывших ДНД).
Важную роль в осуществлении рискованного поведения играют и
внешние факторы. Действия каждого человека и его выбор поступков
всегда осуществляются в определенных социокультурных условиях.
Школа, вуз, семья, другие социальные группы, близкие люди, обще-
ство в целом создают культурную среду, включающую в себя ожида-
ния, правила и нормы поведения. Все это может способствовать или,
напротив, препятствовать рискованному поведению. Например, в за-
падной культуре способность рисковать оценивается более высоко,
чем в восточной. Так, исследования с помощью специальных опрос-
ников показали, что студенты из Уганды более осторожны по срав-
нению с американскими [8].
На принятие рискованного решения оказывает влияние коммуни-
кация. Д. Стоунер обнаружил феномен, который назвал сдвигом в