Previous Page  5 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 19 Next Page
Page Background

Наука о детерминации рисков и ментальных ответах на их возникновение

Гуманитарный вестник

# 12·2017 5

сокая соревновательность, стремление к достижениям, смелость и

любовь к новизне — классические нормативные мужские качества.

Мальчик, желающий стать «настоящим мужчиной», делает все, что-

бы обладать ими.

И. Кон справедливо отмечает, что поскольку повышенная риско-

ванность поведения подростка биологически нормальна, то вместо

того, чтобы пытаться устранить ее и привить ему полное послуша-

ние, нужно стараться избежать ее наиболее опасных последствий [4].

Общество (особенно учителя, родители, наставники) всячески пыта-

ется уменьшить угрожающие людям риски. Вся система воспитания

детей направлена на их избежание: безопасный транспорт, безопас-

ный секс, безопасные технологии, безопасный Интернет, есть даже

школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

В этом контексте современную культуру вполне можно назвать куль-

турой осторожности, где любой выходящий за пределы необходимо-

сти добровольный риск представляется нежелательным, ненормаль-

ным и безответственным. Но личная свобода и индивидуальность

бытия неотделимы от выбора и риска. В людях сочетаются осторож-

ность и склонность к риску. Пропорция между этими противополож-

ностями у людей различна: от значительного преобладания рисково-

сти до превалирования осторожности. Строить систему воспитания

на культивировании одной осторожности не совсем рационально, это

тормозило бы становление творческих личностей. В системе воспи-

тания должны присутствовать способы формирования у молодых

людей стремления к новизне в разных сферах деятельности, превы-

шению уровня своих достижений, смелости, решительности, целе-

устремленности. Возможно, этому могут способствовать спорт, во-

енные и иные игры, волонтерская деятельность, научная работа, ху-

дожественная самодеятельность, работа в общественных органах

охраны порядка (аналогах бывших ДНД).

Важную роль в осуществлении рискованного поведения играют и

внешние факторы. Действия каждого человека и его выбор поступков

всегда осуществляются в определенных социокультурных условиях.

Школа, вуз, семья, другие социальные группы, близкие люди, обще-

ство в целом создают культурную среду, включающую в себя ожида-

ния, правила и нормы поведения. Все это может способствовать или,

напротив, препятствовать рискованному поведению. Например, в за-

падной культуре способность рисковать оценивается более высоко,

чем в восточной. Так, исследования с помощью специальных опрос-

ников показали, что студенты из Уганды более осторожны по срав-

нению с американскими [8].

На принятие рискованного решения оказывает влияние коммуни-

кация. Д. Стоунер обнаружил феномен, который назвал сдвигом в