Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов, А.Э. Волков
8
Гуманитарный вестник
# 12·2017
вания научных проектов и их практической реализации» [14, c. 69], к
ее гносеологическим основаниям относятся «вероятностный характер
научного знания, всегда имеющая место недоопределенность научно-
го знания (всех научных понятий, суждений, теорий)» [14, с. 70]. В
постнеклассической науке устанавливаются связи между внутрина-
учными и вненаучными социальными целями и ценностями. Одной
из форм таких связей выступает социально-этическая экспертиза
научных программ и проектов. Данная экспертиза должна выявить
социальные последствия предлагаемых научных проектов и соответ-
ствие ожидаемых итогов практического внедрения научных резуль-
татов принципам гуманизма и нормам общечеловеческой морали.
Усиление этического компонента науки противодействует возмож-
ности антигуманного применения научного знания, а также непред-
намеренных отрицательных последствий научных экспериментов.
Особенно значительные риски для человечества и биосферы в
целом (наряду с большими позитивными перспективами) представ-
ляют начавшиеся во второй половине ХХ в. исследования в медико-
биологических науках. Эти исследования связаны с пересадкой органов,
созданием и использованием искусственных органов и технических
устройств в организме, суррогатным материнством, функционировани-
ем генома и воздействием на генетический аппарат, возможным клони-
рованием организмов, криогенизацией, эвтаназией, расшифровкой
мозговых кодов психических явлений, электрическими, магнитными,
химическими и иными воздействиями на мозг. Осознание учеными
этих рисков привело к существенным ментальным новациям. Неко-
торые из них, особенно принцип благоговения перед жизнью
А. Швейцера, даже упредили развитие медико-биологических наук и
развитие экологического кризиса. Благоговение перед жиз-
нью (
Ehrfurcht vor dem Leben
) — основной принцип этического уче-
ния Швейцера, который ученый сформулировал в 1915 г. и изложил в
книге «Культура и этика». Принцип состоит в том, чтобы «высказы-
вать равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей
воле к жизни, так и по отношению к любой другой... Добро — то, что
служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает
жизнь или препятствует ей» [15, c. 307].
Новации, основанные на уже имевшихся принципах медицинской
этики и деонтологии, выразились в конечном счете в возникновении
такого важного ментального феномена современности, как биоэтика.
Эта наука «реализуется как форма социально распределенной экс-
пертизы… рисков научно-технического прогресса в области биоло-
гии и медицины» [10, c. 48]. Акцент при оценке современных биоме-
дицинских технологий делается на выявлении отдаленных послед-
ствий применения этих технологий.