Previous Page  8 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 19 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов, А.Э. Волков

8

Гуманитарный вестник

# 12·2017

вания научных проектов и их практической реализации» [14, c. 69], к

ее гносеологическим основаниям относятся «вероятностный характер

научного знания, всегда имеющая место недоопределенность научно-

го знания (всех научных понятий, суждений, теорий)» [14, с. 70]. В

постнеклассической науке устанавливаются связи между внутрина-

учными и вненаучными социальными целями и ценностями. Одной

из форм таких связей выступает социально-этическая экспертиза

научных программ и проектов. Данная экспертиза должна выявить

социальные последствия предлагаемых научных проектов и соответ-

ствие ожидаемых итогов практического внедрения научных резуль-

татов принципам гуманизма и нормам общечеловеческой морали.

Усиление этического компонента науки противодействует возмож-

ности антигуманного применения научного знания, а также непред-

намеренных отрицательных последствий научных экспериментов.

Особенно значительные риски для человечества и биосферы в

целом (наряду с большими позитивными перспективами) представ-

ляют начавшиеся во второй половине ХХ в. исследования в медико-

биологических науках. Эти исследования связаны с пересадкой органов,

созданием и использованием искусственных органов и технических

устройств в организме, суррогатным материнством, функционировани-

ем генома и воздействием на генетический аппарат, возможным клони-

рованием организмов, криогенизацией, эвтаназией, расшифровкой

мозговых кодов психических явлений, электрическими, магнитными,

химическими и иными воздействиями на мозг. Осознание учеными

этих рисков привело к существенным ментальным новациям. Неко-

торые из них, особенно принцип благоговения перед жизнью

А. Швейцера, даже упредили развитие медико-биологических наук и

развитие экологического кризиса. Благоговение перед жиз-

нью (

Ehrfurcht vor dem Leben

) — основной принцип этического уче-

ния Швейцера, который ученый сформулировал в 1915 г. и изложил в

книге «Культура и этика». Принцип состоит в том, чтобы «высказы-

вать равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей

воле к жизни, так и по отношению к любой другой... Добро — то, что

служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает

жизнь или препятствует ей» [15, c. 307].

Новации, основанные на уже имевшихся принципах медицинской

этики и деонтологии, выразились в конечном счете в возникновении

такого важного ментального феномена современности, как биоэтика.

Эта наука «реализуется как форма социально распределенной экс-

пертизы… рисков научно-технического прогресса в области биоло-

гии и медицины» [10, c. 48]. Акцент при оценке современных биоме-

дицинских технологий делается на выявлении отдаленных послед-

ствий применения этих технологий.