Previous Page  4 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 19 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов, А.Э. Волков

4

Гуманитарный вестник

# 12·2017

ях крайней необходимости, например, украсть продукты питания,

если долго голодал.

Существует тесная связь между риском и верой. Вера — это за-

ключение о существовании чего-либо в условиях недостатка знаний

и отсутствия логического и опытного обоснования, а также призна-

ние утверждения об этом существовании истинным. Будучи интуи-

тивной оценкой перспектив деятельности и жизни, вера компенсиру-

ет недостаток информации. Если бы существовала полная информи-

рованность, необходимость в вере отпала бы. Поскольку полная

информированность недостижима (образ всегда беднее оригинала),

вера и риск принципиально неустранимы из структуры деятельности.

Недостижимость абсолютного знания является условием существо-

вания и веры, и риска. Особое место среди всех видов веры занимает

вера в себя как форма самооценки своих качеств и возможностей.

Вера в себя — неотъемлемая часть самосознания. Она существенно

влияет на поведение человека, в том числе и рискованное. Чем силь-

нее вера в себя и в успех деятельности, тем более будет склонен че-

ловек к риску.

Вера имеет внешний и внутренний источники — знания о пред-

мете веры и потребность в существовании этого предмета. В зависи-

мости от того, какой из этих источников преобладает, вера бывает

разумной и слепой. Первая из них основывается, главным образом,

на всестороннем анализе ситуации, сопоставлении разных мнений, на

собственных размышлениях и интуиции. Такая вера способна к кор-

рекции со стороны разума при наличии аргументов. Слепая вера пи-

тается в основном эмоциями, вызванными потребностью в предмете

веры. Желаемое здесь принимается за действительное. Даже если че-

ловек чувствует, что такая вера не имеет оснований, он хочет ее

иметь. Чем больше выражена потребность и связанная с ней эмоция,

тем сильнее слепая вера. Она либо глуха к голосу разума, либо силь-

но избирательна к информации: приемлемые сведения принимает,

неприемлемые — игнорирует. Слепая вера склонна к некритическо-

му восприятию авторитета и формированию культа личности [7,

c. 329–331]. Разумная и слепая вера по-разному влияют на рискован-

ное поведение: в основе оправданного риска чаще всего лежит ра-

зумная вера, а в основе неоправданного — обычно слепая вера.

Склонность к рискованному поведению зависит от возрастных и

гендерных факторов. А.В. Шаболтас показывает, что люди старшего

возраста обычно более осторожны, чем молодые люди, которые чаще

предпочитают риск и недооценивают вероятность неудачи [8, c. 8, 9].

Так, игроки-подростки в присутствии сверстников выбирают риско-

ванные комбинации в 2 раза чаще, чем в одиночестве, в то время как

на поведение взрослых игроков присутствие зрителей не влияет. Вы-