Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов, А.Э. Волков
4
Гуманитарный вестник
# 12·2017
ях крайней необходимости, например, украсть продукты питания,
если долго голодал.
Существует тесная связь между риском и верой. Вера — это за-
ключение о существовании чего-либо в условиях недостатка знаний
и отсутствия логического и опытного обоснования, а также призна-
ние утверждения об этом существовании истинным. Будучи интуи-
тивной оценкой перспектив деятельности и жизни, вера компенсиру-
ет недостаток информации. Если бы существовала полная информи-
рованность, необходимость в вере отпала бы. Поскольку полная
информированность недостижима (образ всегда беднее оригинала),
вера и риск принципиально неустранимы из структуры деятельности.
Недостижимость абсолютного знания является условием существо-
вания и веры, и риска. Особое место среди всех видов веры занимает
вера в себя как форма самооценки своих качеств и возможностей.
Вера в себя — неотъемлемая часть самосознания. Она существенно
влияет на поведение человека, в том числе и рискованное. Чем силь-
нее вера в себя и в успех деятельности, тем более будет склонен че-
ловек к риску.
Вера имеет внешний и внутренний источники — знания о пред-
мете веры и потребность в существовании этого предмета. В зависи-
мости от того, какой из этих источников преобладает, вера бывает
разумной и слепой. Первая из них основывается, главным образом,
на всестороннем анализе ситуации, сопоставлении разных мнений, на
собственных размышлениях и интуиции. Такая вера способна к кор-
рекции со стороны разума при наличии аргументов. Слепая вера пи-
тается в основном эмоциями, вызванными потребностью в предмете
веры. Желаемое здесь принимается за действительное. Даже если че-
ловек чувствует, что такая вера не имеет оснований, он хочет ее
иметь. Чем больше выражена потребность и связанная с ней эмоция,
тем сильнее слепая вера. Она либо глуха к голосу разума, либо силь-
но избирательна к информации: приемлемые сведения принимает,
неприемлемые — игнорирует. Слепая вера склонна к некритическо-
му восприятию авторитета и формированию культа личности [7,
c. 329–331]. Разумная и слепая вера по-разному влияют на рискован-
ное поведение: в основе оправданного риска чаще всего лежит ра-
зумная вера, а в основе неоправданного — обычно слепая вера.
Склонность к рискованному поведению зависит от возрастных и
гендерных факторов. А.В. Шаболтас показывает, что люди старшего
возраста обычно более осторожны, чем молодые люди, которые чаще
предпочитают риск и недооценивают вероятность неудачи [8, c. 8, 9].
Так, игроки-подростки в присутствии сверстников выбирают риско-
ванные комбинации в 2 раза чаще, чем в одиночестве, в то время как
на поведение взрослых игроков присутствие зрителей не влияет. Вы-