1
УДК 808.2:378.02
Психологические и организационнные аспекты
компьютеризованного обучения руссскому языку
© Е.В. Пиневич
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Показаны преимущества компьютера как средства обучения. Представлены ос-
новные направления использования компьютера на занятиях по русскому языку.
Рассмотрены психофизические, психологические и организационные проблемы
компьютеризованного обучения.
Ключевые слова:
использование компьютера, компьютерные технологии, психоло-
гические и организационные аспекты.
В настоящее время использование компьютера как средства обу-
чения является безусловным фактором оптимизации учебного про-
цесса.
Начиная с 1990-х годов компьютерные технологии применяются
в различных сферах человеческой деятельности. Они становятся од-
ной из важных тем, которую постоянно обсуждают на международ-
ных конгрессах, симпозиумах, конференциях. Появляется много ста-
тей, разработок, пособий по применению компьютера в изучении
русского языка. В них рассматриваются особенности компьютера как
нового типа технических средств обучения (ТСО), предлагаются
учебные программы в системе средств обучения русскому языку
иностранцев, анализируются функции компьютера в обучении;
освещаются вопросы, связанные с разработкой учебных компьютер-
ных программ.
Большой вклад в решение этой проблемы внесли отечественные
и зарубежные ученые: Э.Г. Азимов, М.А. Бовтенко, Б.С. Гершунский,
И.А. Зимняя, Г. Клейман, Е.С. Полат, С. Пейперт, О.И. Руденко-
Моргун и др.
Целью настоящей статьи является демонстрация преимуществ
компьютера как средства обучения, вопросы организации компью-
терных материалов на уроке, а также психологические, психофизиче-
ские особенности взаимодействия учащихся с компьютером.
В силу своих технических возможностей современный компью-
тер представляется наиболее подходящим ТСО как для занятий
в аудитории, так и для организации самостоятельной работы уча-