Психологические и организационнные аспекты компьютеризованного обучения руссскому языку - page 3

Психологические и организационнные аспекты компьютеризованного обучения
3
дического комплекса, так и приложением к учебным пособиям.
Огромное значение играет сеть Интернет, предлагающая различные
электронные курсы и программы для обучения русскому языку.
Обилие представленных электронных и мультимедийных компь-
ютерных материалов по русскому языку и постоянное их использо-
вание в современном учебном процессе приводит к тому, что сегодня
на первый план выходят другие вопросы, а именно:
1) организация компьютерных материалов на уроке;
2) учёт психофизических и психологических особенностей взаи-
модействия обучаемых с компьютером.
В настоящее время преподаватель уже имеет в своем распоряже-
нии необходимую для проведения занятий библиотеку электронных
материалов, компьютерные программы, тесты разного уровня, муль-
тимедийные пособия, электронные тренировочные задания и т. д. Об-
ладая таким большим количеством различных электронных средств
обучения, необходимо помнить о специфических особенностях ком-
пьютерного учебного материала.
Этот вопрос поставлен в работах Н.А. Садовской, Л.В. Стрике-
ловой, М.У. Пискунова и др. [4, 5]. Проанализировав результаты их
исследований и наблюдений, мы сочли необходимым остановиться
на психофизических, психолого-педагогических и организационных
проблемах компьютеризованного обучения.
Рассмотрим психофизиологический аспект взаимодействия обу-
чаемых с компьютером. Прежде всего у учащихся наблюдается по-
вышенная напряженность умственного труда. «Увеличивается часто-
та сокращений сердечной мышцы: в условиях традиционного занятия
она повышается в среднем на 5,3 удара в минуту, а в условиях ком-
пьютерного обучения — на 12,4 удара в минуту» [6, с. 12].
Применение компьютера, с одной стороны, создает условия для
оптимизации работоспособности учащихся, уменьшает утомление,
повышает мотивацию, но с другой стороны, возрастает объем ин-
формации, увеличивается темп работы и вместе с тем нагрузка на
зрительные и слуховые анализаторы. В связи с этим все большее зна-
чение приобретают следующие факторы.
1. Длительность применения компьютера.
Компьютерный
урок не должен «превышать 40 минут (для некоторых учащихся —
20 минут)» [там же]. Следовательно, необходима строгая временная
дозировка работы с компьютером. При двухчасовом занятии с ис-
пользованием компьютеризованных материалов падает способность
к запоминанию и отмечается повышенная интеллектуальная утомля-
емость обучаемых. Рекомендуемая длительность применения компь-
1,2 4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook