Е.В. Пиневич
4
ютера (регулируется в зависимости от уровня и возраста обучаемых)
составляет:
а) при тестировании — 20−30 минут;
б) при работе с мультимедийным курсом — 40−45 минут
(с учетом презентации материала, его закрепления, комментария
преподавателя);
в) при выполнении поиска информации в сети Интернет и зада-
ний, связанных с ним — 15−20 минут;
г) при прослушивании аудиозаписи или просмотре видеофраг-
мента — 10−15 минут.
2. Структура занятия в целом и место занятий с использова-
нием компьютера в расписании, их частота.
Говоря о структуре
занятия, следует подчеркнуть, что в компьютерную программу
должны вводиться специальные блоки психологической разрядки —
музыка, компьютерная мультипликация и т. д. Для отдельных кате-
горий учащихся возможно прекращение работы с компьютером на
некоторое время и переключение на другие виды работы. «Утомле-
ние зрительного анализатора при контакте с экраном дисплея увели-
чивается в среднем в 2 раза по сравнению с традиционными сред-
ствами обучения» [6, с. 11; 18].
Л.П. Прессман считает необходимым применять компьютер не
более 2−3 уроков в день в зависимости от состояния органов зрения и
слуха и 4−6 раз в неделю [7]. Действительно, это вполне допустимая
норма работы с компьютером. Превышение этой границы может
привести к переутомляемости учащихся. В связи с этим следует уде-
лять соответствующее внимание этому вопросу при составлении рас-
писания и учитывать применение компьютера на всех практических
занятиях, а не только на занятиях по русскому языку. Необходимо
отслеживать расписание обучаемого и вносить соответствующие из-
менения для того, чтобы избежать нежелательной нагрузки на органы
зрения и слуха.
3. Условия применения компьютера.
Условия непосредственно
связаны с вопросами организации окружающей среды при компью-
теризованном обучении. Под организацией окружающей среды мы
будем понимать внешние условия: освещение, воздушная среда, рас-
становка мебели в учебном классе и т. д.
Компьютерный класс должен быть достаточно освещен, так как
при недостатке света увеличивается нагрузка на зрительные анализа-
торы и снижается работоспособность. Кроме того, в помещении по
возможности должны быть кондиционеры для создания соответ-
ствующей воздушной среды. Компьютеры при работе нагреваются,