Психологические и организационнные аспекты компьютеризованного обучения руссскому языку - page 6

Е.В. Пиневич
6
нам целесообразной, все должно находиться в отдельных помещени-
ях: лингафонный кабинет, компьютерный класс, видеокласс и т. д.
Итак, время работы за компьютером, структура урока, место за-
нятия с применением компьютера в расписании, а также условия ис-
пользования компьютера являются важнейшими факторами при ком-
пьютеризованном обучении.
Помимо проблем психофизиологического характера существуют
и
психолого-педагогические
. Мы рассмотрим следующие из них:
1) склонность учащихся к точным наукам;
2) возрастные способности восприятия компьютера;
3) роль учителя и его функции.
При обучении русскому языку
склонность учащихся
к опреде-
ленным наукам играет немаловажную роль при выделении количе-
ства часов для работы на компьютере. В частности, склонность сту-
дентов к точным наукам является одним из определяющих факторов
в вузах инженерного профиля. Учащимся-нефилологам желательно
предоставлять б
о
льшее количество часов с использованием компью-
тера в связи с тем, что в психологическом плане данный контингент
студентов предпочитает работе на компьютере все остальные виды
работ (по данным опроса учащихся технического вуза). Не вызывает
сомнения и тот факт, что учащиеся гуманитарных вузов также пред-
почитают традиционным урокам занятия с использованием компью-
тера, но не в таком количестве, как в технических вузах.
Говоря о
возрастных особенностях восприятия компьютера
,
психологи и методисты отмечают, что представители старшего поко-
ления в своем большинстве, как правило, менее склонны к примене-
нию компьютера, чем молодые люди. Поскольку основной контин-
гент обучения в вузах — молодые люди от 18 до 35 лет, то использо-
вание компьютера на занятии только повышает интерес учащихся.
В компьютерном классе
роль и функции преподавателя
моди-
фицируются. Компьютер выполняет лишь часть функций учителя.
Но проблема состоит в том, что машина не может и не должна брать
на себя компенсаторные функции в психолого-педагогическом плане.
Именно преподаватель управляет компьютером, определяет, какие за-
дачи выполнять на первом этапе, какие в дальнейшем. Он решает,
предоставить учащимся тренировочные или контрольные упражнения.
Компьютер лишь помогает преподавателю, а не заменяет его. По-
этому учитель обязательно должен находиться в классе во время та-
ких занятий, даже если это тестовые упражнения. У учащихся всегда
возникают различного рода проблемы, которые не может решить
компьютер (ошибка в программе, усталость и т. д.), при этом повы-
шается ответственность и нагрузка на преподавателя.
Обучаемые
ждут от последнего такого же моментального и верного ответа,
как от компьютера.
1,2,3,4,5 7,8
Powered by FlippingBook