Е.В. Пиневич
2
щихся во внеаудиторное время. Самостоятельная работа учащихся
с использованием компьютерной техники становится управляемой,
контролируемой, в полном значении этого слова снабженной ощу-
щениями (зрительными, слуховыми и пр.).
Компьютеры во многом способны решать те же методические за-
дачи, что и традиционные ТСО. Но в условиях применения компью-
терного обучения это делается на более мощной, совершенной и
быстродействующей технике.
Обучение с помощью компьютера реализуется в диалоговом ре-
жиме (ТСО — учащийся). Возможности компьютерных программ
позволяют создавать учебные материалы, ориентированные на раз-
личный уровень индивидуальных способностей учащихся.
Особую роль играет сегодня дистантное компьютерное обучение.
Это система получения заочного образования, которая позволяет при-
общиться к зарубежным источникам знаний, имея в наличии лишь
компьютер. С его помощью возможна и реальна связь по электронной
почте. Дистантное обучение (удаленное) имеет огромные перспективы
и в последнее время приобретает все большую популярность, высту-
пая уже не как новая, а как традиционная форма обучения.
Основными направлениями использования компьютера в препо-
давании русского языка как иностранного (РКИ) считаются:
● включение в учебный процесс языковой, речевой, социокуль-
турной информации с помощью современных технологий обучения;
● организация тренировки с привлечением учебных материалов
(формирование навыков и умений);
● контроль и оценка навыков, умений, знаний, сбор, обработка
и хранение статистической информации;
● автоматизированный поиск информации;
● обеспечение учебного (обучающего) диалога, коммуникации с
помощью компьютерных сетей [1, с. 191].
Для организации обучения с помощью компьютерных техноло-
гий необходимы:
1) аппаратно-программное обеспечение;
2) подготовленные педагогические кадры;
3) электронные учебные материалы [1–3].
Если 10 лет назад в высших учебных заведениях, как правило,
присутствовал только первый компонент, а со вторым и третьим воз-
никали проблемы, то на сегодняшний день все три составляющие
находятся примерно на одинаковом уровне.
Компьютерная грамотность стала неотъемлемым условием рабо-
ты преподавателей, появилось достаточное количество электронных
учебных материалов, которые являются как составной частью мето-