А.А. Воинова
6
Гуманитарный вестник
# 11·2017
университетах, а в академиях и других научно-исследовательских орга-
низациях. Несмотря на то что в последние годы число исследователь-
ских университетов возрастает, основной массив публикаций на рус-
ском и английском языках приходится на научно-исследовательские
институты и академии наук. Поэтому при выборе критериев оценки
имеет смысл ориентироваться на международные рейтинги, отражаю-
щие ситуацию в образовании и науке в целом. Рейтинги, которые осно-
вываются на данных опросов, оценивающих репутацию университетов,
и мнении работодателей, вряд ли дают объективную характеристику
научного и технологического потенциала российских вузов.
Учитывая российскую специфику, следует обратиться к одному
из самых авторитетных и полных научных рейтингов, позволяющему
анализировать результаты научной деятельности университетов и
научно-исследовательских организаций, не входящих в университет-
скую сеть. Глобальный рейтинг SCImago Institution Rankings
(SCIMAGO) основывается на научных показателях, отраженных в
наукометрической базе данных Scopus: общем количестве опублико-
ванных результатов, проценте статей в журналах с высоким импакт-
фактором и проценте статей с международным соавторством [6]. В
2016 г. в данном рейтинге представлено 138 российских научно-
образовательных организаций, среди которых количество высших
учебных заведений достигает 41.
На рис. 4 представлены российские университеты и научно-
исследовательские организации, имеющие наибольший индекс цити-
рования. На основании этих данных можно выявить наиболее пер-
спективные научно-исследовательские организации, не входящие в
университетскую сеть, но которые могли бы впоследствии быть в нее
интегрированы. Учитывая тот факт, что именно научно-исследо-
вательские институты обеспечивают сегодня значимый объем научных
разработок и исследований, интеграция научных ресурсов РАН и отече-
ственной высшей школы стала бы наиболее эффективной мерой для по-
вышения международной конкурентоспособности научных достижений
российских вузов [7].
Позиции российских вузов в глобальных рейтингах значительно
повысились бы, если академии наук, НИИ и другие исследователь-
ские организации, имеющие высокие показатели цитирования, аффи-
лировались с отдельными университетами, что возможно осуще-
ствить без потери автономности этих научных организаций.
Ориентация государственной образовательной стратегии только
на высокие результаты в глобальных рейтингах, по мнению автора,
не что иное, как создание видимости конкурентоспособности и
успешности вуза на международном уровне. Но не стоит недооцени-
вать их влияние на репутацию отечественной высшей школы.