Previous Page  6 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 9 Next Page
Page Background

А.А. Воинова

6

Гуманитарный вестник

# 11·2017

университетах, а в академиях и других научно-исследовательских орга-

низациях. Несмотря на то что в последние годы число исследователь-

ских университетов возрастает, основной массив публикаций на рус-

ском и английском языках приходится на научно-исследовательские

институты и академии наук. Поэтому при выборе критериев оценки

имеет смысл ориентироваться на международные рейтинги, отражаю-

щие ситуацию в образовании и науке в целом. Рейтинги, которые осно-

вываются на данных опросов, оценивающих репутацию университетов,

и мнении работодателей, вряд ли дают объективную характеристику

научного и технологического потенциала российских вузов.

Учитывая российскую специфику, следует обратиться к одному

из самых авторитетных и полных научных рейтингов, позволяющему

анализировать результаты научной деятельности университетов и

научно-исследовательских организаций, не входящих в университет-

скую сеть. Глобальный рейтинг SCImago Institution Rankings

(SCIMAGO) основывается на научных показателях, отраженных в

наукометрической базе данных Scopus: общем количестве опублико-

ванных результатов, проценте статей в журналах с высоким импакт-

фактором и проценте статей с международным соавторством [6]. В

2016 г. в данном рейтинге представлено 138 российских научно-

образовательных организаций, среди которых количество высших

учебных заведений достигает 41.

На рис. 4 представлены российские университеты и научно-

исследовательские организации, имеющие наибольший индекс цити-

рования. На основании этих данных можно выявить наиболее пер-

спективные научно-исследовательские организации, не входящие в

университетскую сеть, но которые могли бы впоследствии быть в нее

интегрированы. Учитывая тот факт, что именно научно-исследо-

вательские институты обеспечивают сегодня значимый объем научных

разработок и исследований, интеграция научных ресурсов РАН и отече-

ственной высшей школы стала бы наиболее эффективной мерой для по-

вышения международной конкурентоспособности научных достижений

российских вузов [7].

Позиции российских вузов в глобальных рейтингах значительно

повысились бы, если академии наук, НИИ и другие исследователь-

ские организации, имеющие высокие показатели цитирования, аффи-

лировались с отдельными университетами, что возможно осуще-

ствить без потери автономности этих научных организаций.

Ориентация государственной образовательной стратегии только

на высокие результаты в глобальных рейтингах, по мнению автора,

не что иное, как создание видимости конкурентоспособности и

успешности вуза на международном уровне. Но не стоит недооцени-

вать их влияние на репутацию отечественной высшей школы.