Гуманитарный вестник
# 11·2017 1
УДК 378.4 DOI 10.18698/2306-8477-2017-11-485
Российское образование в международных рейтингах:
цель и средство
© А.А. Воинова
Государственный университет «Дубна», г. Дубна, 141982, Россия
В условиях формирования глобальной научной сети интернационализация высшего
образования становится одним из стратегических направлений развития государ-
ства. В статье рассмотрены основные тенденции, сформировавшиеся в мировых об-
разовательных рейтингах, и позиции российских университетов в них. Показано, что
интеграция научных наработок РАН и вузов — самая перспективная стратегия для
повышения позиций отечественных учебных заведений в мировых рейтингах.
Ключевые слова:
высшее образование,
проект «5-100», интернационализация
высшего образования, международные рейтинги, QS, THE, ARWU
В информационную эпоху современная наука преображается по-
средством интернет-коммуникаций: сохраняя свою самобытность,
национальные исследовательские ресурсы постепенно включаются в
единую англоязычную научную систему. Формируется глобальная
научная сеть: растет число научных публикаций с международным
соавторством в свободном интернет-доступе; все большее количе-
ство университетов и НИИ участвуют в международных совместных
исследовательских проектах и грантах; конкурентоспособность ве-
дущих университетов мира теперь определяется позицией в глобаль-
ных рейтингах. В этих условиях интернационализация высшего обра-
зования становится одним из стратегических направлений развития
государства и повышения его репутации на международной арене.
Позиции России в данном контексте пока кажутся не слишком
убедительными: уровень публикационной активности и рейтинги ци-
тирования в ведущих российских университетах очень низки по
сравнению с аналогичными показателями в зарубежных вузах, что, в
свою очередь, определяет слабую результативность в международ-
ных рейтингах.
В соответствии с федеральными законодательными актами [1–2],
нацеленными на повышение конкурентоспособности российских ву-
зов на мировом уровне, 15 отечественных университетов в рамках
проекта «5-100» активно включились в борьбу за достижение показа-
телей, заявленных в трех международных рейтингах: Quacquarelli
Symonds World University Rankings (QS), The Times Higher Education
World University Rankings (THE) и Academic Ranking of World Univer-