А.А. Воинова
2
Гуманитарный вестник
# 11·2017
sities (ARWU). Высокие позиции в данных рейтингах становятся
своеобразным лицом и визитной карточкой вуза. Но находят ли от-
ражение в результатах данных рейтингов объективные показатели
деятельности и научно-исследовательский потенциал университетов?
Будет ли способствовать запущенный в 2013 г. проект «5-100» по
вхождению пяти ведущих российских вузов в топ-100 международ-
ных рейтингов повышению конкурентоспособности отечественной
высшей школы?
Проследим основные тенденции, сформировавшиеся в мировых
рейтингах, и текущие позиции российских вузов. В целом, по показа-
телям 2016 г., в сотню лучших попали в основном университеты из
США и Великобритании. Достаточно быстро набирают обороты
высшие учебные заведения Японии, Китая, Сингапура и других стран
Восточной Азии. С 2014 г. Россия показывает неплохие результаты,
почти вдвое увеличив число вузов, входящих в глобальные рейтинги.
Однако занимаемые позиции пока далеки от намеченных.
Указанные международные рейтинги признаны научным миро-
вым сообществом весьма авторитетными, они различаются лишь по
критериям их составления и количеству входящих в рейтинг универ-
ситетов.
Рейтинг THE основывается на тринадцати показателях, получае-
мых из данных глобального экспертного опроса представителей
международного академического сообщества, статистического ана-
лиза научной и образовательной деятельности вуза и наукометриче-
ских данных [3]. В 2016 г. в рейтинг были включены 980 университе-
тов более чем из 70 стран. Количество российских вузов, представ-
ленных в данном рейтинге, по сравнению с 2015 г. увеличилось с
13 до 24. Несмотря на это, все занимаемые отечественными вузами
позиции находятся далеко за пределами топ-100 и, исходя из графи-
ка, представленного на рис. 1, не наблюдается особой динамики ро-
ста за последние несколько лет (на рис. 1 показаны российские вузы,
входящие в топ-800 рейтинга).
Рейтинг QS, включивший в 2016 г. более 800 высших учебных
заведений, строится на основе данных статистики деятельности вуза,
наукометрических показателей и данных экспертных опросов [4].
Позицию вуза определяют шесть критериев: авторитетность
в области научных исследований, соотношение профессорско-препо-
давательского состава и числа студентов, репутация вуза среди рабо-
тодателей, индекс цитируемости научных публикаций и доля ино-
странных студентов и преподавателей. В 2016 г. в рейтинг вошли
22 российских вуза. МГУ им. М.В. Ломоносова возглавляет этот спи-
сок и, как и год назад, занимает 108-е место. В топ-400 попали: Санкт-
Петербургский и Новосибирский государственные университеты,