Previous Page  5 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 9 Next Page
Page Background

Российское образование в международных рейтингах: цель и средство

Гуманитарный вестник

# 11·2017 5

Рис. 3.

Позиции российских университетов в рейтинге

Academic Ranking of World Universities

Анализируя позиции российских вузов в рейтингах, можно отме-

тить рост по таким показателям, как количество иностранных сту-

дентов и преподавателей и репутация вуза среди работодателей. А

показатели, касающиеся публикационной активности, остаются ста-

бильно низкими. Это может быть связано с малой реферируемостью

российских журналов по причине отсутствия их англоязычных вер-

сий; отсутствием во многих университетах доступа к полнотексто-

вым международным базам данных; частой неспособностью препо-

давателей адекватно перевести тексты на английский язык.

При условии сохранения таких показателей публикационной ак-

тивности и цитирования российским университетам вряд ли в скором

времени удастся достигнуть высоких позиций в международных рей-

тингах. Вхождение пяти российских вузов в топ-100 к 2020 г. специ-

алисты оценивают как утопию: позиции англо-американских универ-

ситетов в рейтингах очень устойчивы, и вытеснение их с занимаемых

мест — крайне сложная задача. Кроме того, большой рывок в обла-

сти высшего образования был сделан университетами Африки,

Ближнего Востока и Южной Америки. Сохранение нынешней дина-

мики возможно лишь при должной поддержке и финансировании

университетов, при целенаправленной политике государства на ин-

тернационализацию высшего образования в России.

Если все же стратегическим направлением государственной по-

литики становится укрепление позиций России в научной и образо-

вательной сферах, то будет ли выполнение задачи по вхождению пя-

ти университетов в сотню лучших способствовать ее достижению? И

соответствуют ли критерии рейтингов, выбранных в качестве ориен-

тира, общей национальной политике? Возможно, на пути к повыше-

нию научно-исследовательского потенциала российских университе-

тов следовало бы выбрать иную, альтернативную стратегию, которая

позволила бы учесть специфику российского образования и науки.

Исторически в российской науке сложилась ситуация, заключаю-

щаяся в том, что большинство исследований и разработок ведутся не в