Российское образование в международных рейтингах: цель и средство
Гуманитарный вестник
# 11·2017 5
Рис. 3.
Позиции российских университетов в рейтинге
Academic Ranking of World Universities
Анализируя позиции российских вузов в рейтингах, можно отме-
тить рост по таким показателям, как количество иностранных сту-
дентов и преподавателей и репутация вуза среди работодателей. А
показатели, касающиеся публикационной активности, остаются ста-
бильно низкими. Это может быть связано с малой реферируемостью
российских журналов по причине отсутствия их англоязычных вер-
сий; отсутствием во многих университетах доступа к полнотексто-
вым международным базам данных; частой неспособностью препо-
давателей адекватно перевести тексты на английский язык.
При условии сохранения таких показателей публикационной ак-
тивности и цитирования российским университетам вряд ли в скором
времени удастся достигнуть высоких позиций в международных рей-
тингах. Вхождение пяти российских вузов в топ-100 к 2020 г. специ-
алисты оценивают как утопию: позиции англо-американских универ-
ситетов в рейтингах очень устойчивы, и вытеснение их с занимаемых
мест — крайне сложная задача. Кроме того, большой рывок в обла-
сти высшего образования был сделан университетами Африки,
Ближнего Востока и Южной Америки. Сохранение нынешней дина-
мики возможно лишь при должной поддержке и финансировании
университетов, при целенаправленной политике государства на ин-
тернационализацию высшего образования в России.
Если все же стратегическим направлением государственной по-
литики становится укрепление позиций России в научной и образо-
вательной сферах, то будет ли выполнение задачи по вхождению пя-
ти университетов в сотню лучших способствовать ее достижению? И
соответствуют ли критерии рейтингов, выбранных в качестве ориен-
тира, общей национальной политике? Возможно, на пути к повыше-
нию научно-исследовательского потенциала российских университе-
тов следовало бы выбрать иную, альтернативную стратегию, которая
позволила бы учесть специфику российского образования и науки.
Исторически в российской науке сложилась ситуация, заключаю-
щаяся в том, что большинство исследований и разработок ведутся не в