А.Н. Нехамкин, В.А. Нехамкин
8
Гуманитарный вестник
# 10·2017
неподготовленный, который мало подходит для данной роли, не имеет
для ее выполнения необходимого уровня знаний и умений. Этот недо-
статок частично восполняет предварительный опыт правителя.
Задача властителя — поиск оптимального решения из ряда воз-
можных. Причем, учитывая сложность обстановки, время на его при-
нятие ограничено. В таком случае механизм выработки правильного
политического решения зависит от предварительного государствен-
ного опыта. В XXI в. правитель, не имеющий опыта, будет (особенно
в начальный период) делать неизбежные ошибки в управленческой
деятельности. И чем сложнее обстановка, чем больше поступающий
объем информации, тем менее эффективными станут его действия.
В демократических государствах опыт можно получить в процессе
длительной работы в качестве главы крупной части страны (штата —
в США, области — в РФ и т. д.); депутата законодательных органов
местного и федерального уровня; министра в правительстве страны
(главы специальной службы), или премьер-министра (главы прави-
тельства); вице-президента (если есть такой пост). Так,
Э. Джонсон (хотя и являлся ранее губернатором штата Теннесси и
работал в Сенате США), пробыв только полтора месяца де-факто ви-
це-президентом США, пришел на инаугурацию А. Линкольна нетрез-
вым и в официальной речи позволил себе грубые высказывания.
Вскоре, после убийства А. Линкольна, став Президентом США,
Э. Джонсон опять-таки допускал противоречивые, неадекватные дей-
ствия, что вызвало попытки его отрешения от должности.
Итак, из-за усложнения социальной действительности в XXI в.
необходимо, чтобы к власти приходили управленцы, обладающие
значительным опытом в указанной сфере.
Еще одно характерное условие эпохи —
развитие гражданского
общества
.
На Западе данный субъект правовых отношений уже
сформирован (хотя и там есть немало проблем с правами человека и
т. п.). Гражданское общество постепенно формируется и в России.
Это означает рост самосознания народа, его превращение из серой
послушной массы (что свойственно для тоталитарных социумов) в
грамотное, обладающее чувством собственного достоинства, требу-
ющее внимательного отношения к себе население. В гражданском
обществе руководитель страны не может просто повелевать. Он обя-
зан считаться с мнением и требованиями народа, особенно в услови-
ях демократических выборов. В результате новые социальные реалии
требуют от руководителя такого личностного качества, как
желание
общаться с народом
. Склонность к диалогу может проявляться в са-
мых разных формах. В РФ начиная с 2000-х гг. апробируется такая
форма общения Президента с населением страны, как «горячая ли-
ния», проходящая в формате открытой телепередачи на ряде феде-