А.Н. Нехамкин, В.А. Нехамкин
12
Гуманитарный вестник
# 10·2017
Сложность социальной действительности, формирование в РФ
гражданского общества, усиливающаяся динамичность возникающих
проблем порождают еще одно условие эпохи —
повышение требова-
ний к личностным качествам руководителя
. Оно, как никогда рань-
ше, делает необходимым наличие во главе государства человека с
высоким интеллектом. Важнейшая основа его формирования —
об-
разованность
. С чисто формальной стороны от глав государств для
адекватного исполнения должностных обязанностей требуется нали-
чие высшего образования. Из 16 президентов США в ХХ в. (от Т.
Рузвельта до Б. Клинтона) высшего образования не было у троих
(У. Гардинг, К. Кулидж, Г. Трумэн). Затем университетскую традицию
во власти продолжили Дж. Буш-младший, Б. Обама [7, с. 87–89].
У Д. Трампа тоже есть как среднее военное образование (Нью-
Йоркская военная академия), так и высшее экономическое (Уортон-
ская школа бизнеса при Пенсильванском университете). По крайней
мере, в обозримом будущем не повторится ситуация 1865–1869 гг.,
когда президентом США был Э. Джонсон, бывший портной, вы-
учившийся грамоте у жены [7, с. 87]. В России после закончившего
Уральский политехнический институт Б.Н. Ельцина к власти пришли
выпускники юридического факультета Санкт-Петербургского госу-
дарственного университета В.В. Путин и Д.А. Медведев [7, с. 91].
Однако речь идет не только о формальной части понятия «обра-
зование», но и о содержательной. Посты руководителей стран сего-
дня занимают представители разных профессий (так, президентом
Венесуэлы является бывший водитель троллейбуса Н. Мадуро, его
предшественник У. Чавес — профессиональный военный, в США
Д. Трамп — бизнесмен, Б. Обама — юрист), с различным багажом
знаний. Обращает на себя внимание тот факт, что при управлении
государством в целом, как правило, и односторонних профессио-
нальных качеств, и существующего уровня знаний не хватает. По-
этому руководителю государства (особенно в XXI в.) требуется по-
стоянно заниматься самообучением, приобретать новые знания в раз-
личных сферах. Например, правитель начала ХХ в. мог не знать
процесс добычи нефти или газа, их транспортировки на значитель-
ные расстояния. В XXI в., когда от данных углеводородов зависит
ход функционирования всей экономики страны, правитель должен
иметь соответствующие знания и в указанной сфере. Не исключено,
что в будущем ему могут стать необходимы знания из такой сферы
человеческой деятельности, как особенности колонизации планет
Солнечной системы. Поэтому в перспективе людей, из которых вый-
дут руководители государств, придется обучать в особых вузах, где
им будут давать комплексное, универсальное образование, а не юри-
дическое, военное, экономическое и т. д. [7, с. 92–96]. Им придется в