И.В. Долгова, Е.В. Шкарпетина, Ф.М. Урумова, Е.Н. Лобачёва
4
Гуманитарный вестник
# 10·2017
паемых ресурсов, а доля экспорта высокотехнологической продукции
составляла всего 9 % в основном благодаря экспорту вооружений.
Зато доля импорта машин, оборудования и транспортных средств
превышала 44 % [3].
Так, в 2010 г. была разработана стратегия модернизации по семи
стратегическим направлениям: энергетика, космос, информационные
технологии, оборона, связь, транспорт и нанотехнологии. Именно на
этих отраслях государство сконцентрировало основные усилия,
предоставив им все возможные условия, в первую очередь — финан-
сирование.
В 2014 г. санкции западных стран и предпринятые российской
стороной ответные шаги привели к тому, что стратегия импортоза-
мещения стала одним из приоритетных направлений деятельности
российского правительства.
Результатом импортозамещения должно было стать повышение
конкурентоспособности национального производства путем стиму-
лирования технологической модернизации производства, повышения
ее эффективности и создания новых конкурентоспособных видов
продукции с относительно высокой добавленной стоимостью.
Поэтому особенностью проявления конкуренции в современных
условиях стало усиление роли национальных государств. В их задачу
все больше и больше входит необходимость поддержки националь-
ных предприятий, их продукции и услуг на мировом рынке. Прави-
тельства создают различные ограничения по ввозу товаров, доступу к
ресурсам и даже институты, в которых разрабатываются стратегии по
противодействию иностранным компаниям [4].
В России на основе Программы Правительства по импортозаме-
щению до 2020 г. была утверждена новая редакция Государственной
программы № 320 «Развитие промышленности и повышение ее кон-
курентоспособности», а затем появились другие законодательные ак-
ты, целью которых является более четкое позиционирование роли
государства в процессе импортозамещения.
4 августа 2015 г. на заседании Правительства Российской Феде-
рации было принято решение о создании Правительственной комис-
сии по импортозамещению. Так, Постановлением Правительства
Российской Федерации от 4 августа 2015 года № 785 «О создании
правительственной комиссии по импортозамещению» [5] и распоря-
жением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 г.
№ 1492-р [6] был утвержден состав комиссии. В структуре комиссии
созданы две подкомиссии: по вопросам гражданских отраслей эко-
номики и по вопросам оборонно-промышленного комплекса [6].
Напомним, что работа по сокращению импорта началась в 2014 г.
Спустя 2 года уже можно было констатировать наличие впечатляю-