Гуманитарный вестник
# 10·2017 1
УДК 338.2 DOI 10.18698/2306-8477-2017-10-479
Стратегия импортозамещения в России:
бизнес и инновации — основа конкурентоспособности
национальной экономики
© И.В. Долгова
1
, Е.В. Шкарпетина
2
, Ф.М. Урумова
3
,
Е.Н. Лобачёва
1
1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
2
СФУ ИЭУиП, Красноярск, 660064, Россия
3
АСОУ, Москва, 129344, Россия
Работа является продолжением цикла статей, посвященных национальной эконо-
мике и росту ее конкурентоспособности. Выдвинутый тезис о том, что в России
возникла необходимость проведения политики протекционизма, сопровождается
примерами из истории царской России. Показаны положительные и отрицатель-
ные стороны этой политики. Отмечены основные направления осуществления
политики импортозамещения, изложенные в Программе Правительства России
по импортозамещению до 2020 г., исходя из указов и постановлений, разработан-
ных правительством. Сделан акцент на то, что основой развития национального
производства должны стать бизнес и инновации. Представлены направления раз-
вития инновационного климата в России. Выдвинуто утверждение о том, что
предприниматели играют главную роль в этом процессе. Показаны первые успехи
осуществления политики импортозамещения. Сделан вывод о том, что политика
импортозамещения должна способствовать повышению конкурентоспособности
российских товаров и ни в коем случае не приводить к полной зависимости компа-
ний от государственной поддержки.
Ключевые слова:
протекционизм, глобализация, конкуренция, национальная эко-
номика, конкуренция качества, инновации, конкурентные преимущества, им-
портозамещение, предпринимательская способность
Вопрос об обращении к политике протекционизма (экономиче-
ская политика государства, направленная на поддержку националь-
ной экономики) особо остро встает не только в России, но и в других
странах, страдающих от различного вида санкций и желающих повы-
сить конкурентоспособность национальной экономики. Суть этой
политики заключается в том, что она осуществляется с помощью
торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний ры-
нок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособ-
ность по сравнению с товарами национального производства. Также
для протекционизма характерно финансовое поощрение националь-
ной экономики и стимулирование экспорта товаров.
Еще во времена Петра I политика протекционизма была орудием
борьбы за самостоятельное развитие России. Высокие пошлины за