Е.В. Багрова
8
Гуманитарный вестник
# 8·2017
противоречий с целью обеспечения нерушимости собственных пози-
ций. Тем не менее довольно сложно судить об однородности общества
до информационной эпохи, поскольку в каждое время были свои куль-
туры, контркультуры и субкультуры. Именно поэтому, говоря о при-
чинах структурного кризиса социальных дисбалансов, необходимо
выделять не только и не столько разнородность общества, сколько
неприятие тех, кто является другим. Речь идет именно о стремлении
защитить собственные позиции за счет отрицания мнения окружаю-
щих, отличающегося по тем или иным признакам. Несмотря на исто-
рию ХХ в., данное стремление хоть и приобрело более цивилизован-
ные формы, но невозможно говорить о том, что социальная проблема
дискриминации различного рода была решена [22].
Мобильность населения и миграционные процессы также нахо-
дятся под существенным влиянием социальных, экономических
и технических факторов, которые, с одной стороны, дают возмож-
ность людям из менее развитых стран становиться частью социума
более развитых, а с другой — детерминированы различиями в уровне
жизни между странами. Таким образом, миграционные процессы
можно считать ответной реакцией населения менее развитых и раз-
вивающихся стран на эксплуатацию и индустриализацию их стран,
а также на межстрановое социальное неравенство [23]. Существующие
проблемы и дисбалансы, связанные с миграционными процессами,
ими не детерминированы, они в большей мере обусловлены узаконен-
ными процессами эксплуатации населения развивающихся стран, что
порождает социальный протест, условно мирной формой которого яв-
ляется миграция, а более военизированной — терроризм.
Появление и развитие массового производства, а также информа-
ционного общества, усугубили социальный разрыв между элитой
и средним человеком, обусловив его не только экономически, но
и социально, а также уровнем доступа к знаниям и информации.
В результате стали появляться новые, в том числе информационные,
границы социальных классов [24]. При этом некоторые альтернатив-
ные ценности, лежащие за пределами экономического детерминизма,
отошли на второй план. В результате выход из сложившейся ситуа-
ции без глубокой внутренней трансформации общества не представ-
ляется возможным. Данная трансформация не может быть обуслов-
лена любой социально-философской теорией, которая способна лишь
предугадать ее. Трансформация может произойти только в реально
развивающемся мире при формировании соответствующего запроса.
Завершая рассмотрение плоскостей развития структурного кри-
зиса социальных дисбалансов, необходимо отметить, что концепция
потребления, сформировавшаяся в 1970-е гг., является поиском вы-
хода из сложившейся ситуации, в которой невозможны глобальные
социальные трансформации, роль и значимость человека и личности