Previous Page  7 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 12 Next Page
Page Background

Категория социальной ответственности в контексте развития философской мысли

Гуманитарный вестник

# 8·2017 7

этической теории через интуитивизм и метафизику, которая не явля-

ется требованием, а отражает условия возможной ответственности за

поступки в глобальном мире. С ним соглашается американский фи-

лософ Дж. Лэдд, который рассматривает ответственность как сущ-

ностную характеристику человека новой техногенной эпохи.

Как отмечалось ранее, главной характеристикой ответственности

для Г. Йонаса является ее категорический императив и моральный

абсолют. Понимание рассматриваемого явления не может проводить-

ся вне ее морально-этического понимания. Однако З. Бауман полага-

ет, что этика ответственности не способна помочь человеку в реше-

нии нравственных проблем в рамках негативных последствий

технической деятельности из-за неуправляемых рыночных сил, кото-

рые стремятся к освобождению от ответственности. Ж. Деррида счи-

тает, что ответственность является бесконечной рациональной ди-

леммой: «Где требуется ответ и ответственность, право на тайну

становится условным» [14, с. 46].

Таким образом, изучение феномена ответственности в общем и от-

ветственности в сфере инженерной деятельности в частности особенно

динамично происходит в эпоху интенсивных научно-технических ре-

волюций на рубеже XIX–XX вв. [15]. Между тем философские про-

блемы инженерного дела сформулировал еще Аристотель, для него

как философа наука о деятельности становится практической филосо-

фией, в которой различаются практическое дело и творческий процесс.

Эволюция содержания данной категории происходит в русле социаль-

ной философии, которая способна обеспечить комплексный подход

к ее изучению в силу особенности своего предмета.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что социальная ответ-

ственность проявляется как многоуровневая характеристика мира че-

ловека и категория социальной философии. Требуется ее пристально

рассмотреть и изучить ее природу, структуру, функции. Проблема со-

циальной ответственности возникает вместе с философским осмысле-

нием мира и роли человека в нем. Начиная с Конфуция, мыслители

пытаются понять природу ответственности, ее проявление в обществе

и как итог ее социальный характер. В том или ином виде эту тему рас-

сматривали Аристотель, Платон, Т. Гоббс, М. Хайдеггер, Г. Йонас

и многие другие философы.

В современной социальной философии категория «социальная от-

ветственность» представлена как противопоставление антропологиче-

скому эгоизму и потребительскому отношению к миру. Теоретики

постиндустриального общества в своих работах (Р. Арон «Введение в

философию истории», Э. Тоффлер «Третья волна», К. Митчем «Что

такое философия техники») акцентируют внимание на ответственно-

сти ученых, интеллектуалов и связывают ее с ответственностью про-