Категория социальной ответственности в контексте развития философской мысли
Гуманитарный вестник
# 8·2017 7
этической теории через интуитивизм и метафизику, которая не явля-
ется требованием, а отражает условия возможной ответственности за
поступки в глобальном мире. С ним соглашается американский фи-
лософ Дж. Лэдд, который рассматривает ответственность как сущ-
ностную характеристику человека новой техногенной эпохи.
Как отмечалось ранее, главной характеристикой ответственности
для Г. Йонаса является ее категорический императив и моральный
абсолют. Понимание рассматриваемого явления не может проводить-
ся вне ее морально-этического понимания. Однако З. Бауман полага-
ет, что этика ответственности не способна помочь человеку в реше-
нии нравственных проблем в рамках негативных последствий
технической деятельности из-за неуправляемых рыночных сил, кото-
рые стремятся к освобождению от ответственности. Ж. Деррида счи-
тает, что ответственность является бесконечной рациональной ди-
леммой: «Где требуется ответ и ответственность, право на тайну
становится условным» [14, с. 46].
Таким образом, изучение феномена ответственности в общем и от-
ветственности в сфере инженерной деятельности в частности особенно
динамично происходит в эпоху интенсивных научно-технических ре-
волюций на рубеже XIX–XX вв. [15]. Между тем философские про-
блемы инженерного дела сформулировал еще Аристотель, для него
как философа наука о деятельности становится практической филосо-
фией, в которой различаются практическое дело и творческий процесс.
Эволюция содержания данной категории происходит в русле социаль-
ной философии, которая способна обеспечить комплексный подход
к ее изучению в силу особенности своего предмета.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что социальная ответ-
ственность проявляется как многоуровневая характеристика мира че-
ловека и категория социальной философии. Требуется ее пристально
рассмотреть и изучить ее природу, структуру, функции. Проблема со-
циальной ответственности возникает вместе с философским осмысле-
нием мира и роли человека в нем. Начиная с Конфуция, мыслители
пытаются понять природу ответственности, ее проявление в обществе
и как итог ее социальный характер. В том или ином виде эту тему рас-
сматривали Аристотель, Платон, Т. Гоббс, М. Хайдеггер, Г. Йонас
и многие другие философы.
В современной социальной философии категория «социальная от-
ветственность» представлена как противопоставление антропологиче-
скому эгоизму и потребительскому отношению к миру. Теоретики
постиндустриального общества в своих работах (Р. Арон «Введение в
философию истории», Э. Тоффлер «Третья волна», К. Митчем «Что
такое философия техники») акцентируют внимание на ответственно-
сти ученых, интеллектуалов и связывают ее с ответственностью про-