Previous Page  6 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 12 Next Page
Page Background

А.А. Попова

6

Гуманитарный вестник

# 8·2017

ветственности как сдерживающего фактора негативных последствий

техники происходит во второй половине XX в., несмотря на слож-

ность создания устойчивой этической концепции при релятивизме

ценностей в современном обществе. Одними из первых осмыслили

ответственность в рамках философии техники Г. Пихт, Г. Андерс,

Г. Йонас, Х. Ленк. Так, Х. Ленк полагает необходимость нового под-

хода к проблеме ответственности в рамках научно-технического про-

гресса: «Проблема ответственности крупных проектов, предложен-

ных такими мощными институтами, как наука и техника, имеющими

огромное влияние и воздействие на общество, не может больше ре-

шаться только формалистически и политически» [12, с. 146]. Обеспо-

коенность целостностью природы человека в рамках угрозы превра-

щения ее в генно-инженерный продукт высказывают О. Хеффе,

Ю. Хабермас, А. Кульман, Д. Бирнбахор. Основными направлениями

изучения данного понятия в философии техники стали принцип по-

строения новой этики (Г. Пихт и Г. Йонас); изучение ответственно-

сти как интегративного понятия (К. Байертц) и рассмотрение ответ-

ственности как фундаментальной характеристики бытия человека

(Х. Склимовски). В философии техники социальная ответственность

исследуется в рамках разных видов прикладной этики: ответствен-

ность по отношению к человеку (биомедицинская этика), к самой

технике, ее созданию и применению (ядерная и компьютерная этика),

к природе (экологическая этика). Ответственность представляется

как интегративная категория, включающая разные аспекты взаимо-

действия человека и технических объектов. Современный этап разви-

тия философии техники непосредственно связан с изучением про-

блемы взаимовлияния человека и техники, минимизации рисков

научно-технической деятельности, что определяет важное место по-

нимания социальной ответственности в рамках отношений индивида,

техники и общества. К числу современных концепций, определяю-

щих понятие ответственности, относится теория Г. Йонаса, в которой

ответственность представлена в виде категорического императива.

По мнению ученого, вместо человека разумного должен появиться

человек ответственный: «В самом существе нашей нравственной

природы заложено то, что призыв, каким его сообщает нам усмотре-

ние, находит себе ответ в нашем чувстве» [13, с. 171]. Таким образом,

понятие ответственности у философа отождествляется с нравствен-

ным императивом и моральным абсолютом, приобретая метафизиче-

ские свойства: «Так понятая ответственность не намечает сама цели,

а является всецело формальным обязательством в отношении всей

человеческой каузальной деятельности, от которой за ее причинность

может быть востребован ответ. Тем самым она является предвари-

тельным условием морали» [13, с. 171]. Г. Йонас предлагает создание