Previous Page  2 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 12 Next Page
Page Background

А.А. Попова

2

Гуманитарный вестник

# 8·2017

Начиная с Конфуция, мыслители пытаются понять природу от-

ветственности, ее проявление в обществе и как итог ее социальный

характер. В рамках китайской философии, представленной Конфуци-

ем [2], противопоставляются человеческий организм и государство,

человеческий организм и космос. В связи с этим природа человека ви-

дится как целое, состоящее из двух частей — жизненного процесса

и способности к самосовершенствованию, которое невозможно без

самоотречения. Здесь ответственность индивида проявляется как выс-

шая форма его сознания. Конфуцианство лишь усиливает мотив само-

отречения человека ради государства и монарха, при этом уровень от-

ветственности в обществе значительно повышается. Такая связь

свидетельствует о социальном характере ответственности в древнеки-

тайском обществе. Каждый китаец отвечает за положение дел в своей

стране и способен влиять на процессы, которые в ней происходят. Та-

ким образом, в китайском обществе личная ответственность формиру-

ет коллективную.

Философы Древней Греции акцентируют внимание на принципе

ответственности человека в экзистенциальном ракурсе. Например, од-

ним из первых вопрос об ответственности за свои поступки рассматри-

вает Платон. В его концепции душа человека, осуществившего негатив-

ный поступок, не может найти покой: «Блуждает одна во всякой нужде

и стеснении, пока не исполнятся времена, по прошествии коих она си-

лою необходимости водворяется в обиталище, какого заслуживает.

А души, которые провели свою жизнь в чистоте и воздержанности,

находят и спутников, и вожатых среди богов, и каждая поселяется в по-

добающем ей месте» [3, с. 82]. Человек, по Платону, несет ответствен-

ность за свою душу и ее будущее предопределение. Свобода воли и вы-

бора, по мнению философа, заключается в том, что душа человека

колеблется между ее разумной и вожделеющей частями.

Однако для Аристотеля понятие ответственности неразрывно свя-

зано с понятиями свободы воли и выбора: «Осталось рассмотреть, что

такое свободный выбор, стремление ли это или нет. Стремление при-

суще и другим живым существам, свободный выбор же не присущ,

ведь выбор сопровождается рассуждением, рассуждение же не прису-

ще никому из животных… выбор всегда доброволен: решившись дей-

ствовать, как избрали, мы поступаем добровольно» [4, с. 312, 313].

Аристотель делает акцент на феноменологии ответственности, которая

предполагает информированность индивида об условиях действий

и требований, предъявляемых к нему. Мера свободы человека уравно-

вешивается мерой его ответственности за свою деятельность. Можно

сказать, что в трудах Аристотеля впервые рассматривается ответ-

ственность не перед кем-то, а за свои действия. Одну из главных про-

блем Аристотель видит в существовании ответственности за поступки,