Категория социальной ответственности в контексте развития философской мысли
Гуманитарный вестник
# 8·2017 5
абсолютного нравственного закона [9, с. 595–598]. По Канту, «суть
всякой нравственной ценности поступков состоит в том, что мораль-
ный закон непосредственно определяет волю» [10, с. 396]. При этом
«суть всякого определения воли нравственным законом состоит в
том, что она как свободная воля определяется только законом, стало
быть, не только без участия чувственных побуждений, но даже с от-
казом от всяких таких побуждений и с обузданием всех склонностей,
поскольку они могли бы идти вразрез с этим законом» [10, с. 397].
Таким образом, в моральной философии И. Канта одной из глав-
ных тем становится учение о внутреннем отношении к долгу, о приня-
тии и превращении долга в нравственный закон. Кант предполагает
свободу воли, актуализирующуюся в поле нравственного закона. От-
ветственность в таком случае происходит из свободы человека, кото-
рый сильнее своей природы. А ответственность за свои поступки —
это оборотная сторона личной свободы индивида. Человек подчиняет
свою волю внешней необходимости, которая выступает в роли внут-
реннего нравственного закона. Также философ акцентирует внимание
на социальном характере ответственности.
Интересен взгляд на проблему ответственности Ж.П. Сартра, со-
гласно идеям которого существование предшествует сущности, по-
этому человек сам отвечает за свои поступки: «Но если существова-
ние действительно предшествует сущности, то человек ответственен
за то, что он есть. В этой связи первым делом экзистенциализм отда-
ет человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответ-
ственность за существование» [11, с. 323]. Человек отличается от жи-
вотных тем, что способен и должен нести ответственность за свою
деятельность. Кроме того, индивид обладает не только ответственно-
стью перед своим собственным «я», но и перед обществом, в котором
он существует. По мысли Ж.П. Сартра, «человек, который на что-то
решается и осознает, что выбирает не только собственное бытие, но
что он еще и законодатель, выбирающий одновременно с собой и все
человечество, не может избежать чувства полной и глубокой ответ-
ственности» [11, с. 325]. Таким образом, экзистенциалисты полагают,
что человек ориентирован на смысл и стремится к ценностям. Инди-
вид несет ответственность за осуществление своих смыслов и реали-
зацию ценностей. Таким образом, раскрывается новый ракурс изуче-
ния ответственности — аксиологический.
Стоит отметить, что тема ответственности является одной из
наиболее интересных этических проблем в философии техники, по-
тому что данная категория включает в поле своего рассмотрения та-
кие вопросы, как субъект ответственности, степень его влияния на
общество и научно-техническую деятельность, минимизация и оцен-
ка рисков и последствий деятельности. Поворот к осмыслению от-