Previous Page  5 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 12 Next Page
Page Background

Категория социальной ответственности в контексте развития философской мысли

Гуманитарный вестник

# 8·2017 5

абсолютного нравственного закона [9, с. 595–598]. По Канту, «суть

всякой нравственной ценности поступков состоит в том, что мораль-

ный закон непосредственно определяет волю» [10, с. 396]. При этом

«суть всякого определения воли нравственным законом состоит в

том, что она как свободная воля определяется только законом, стало

быть, не только без участия чувственных побуждений, но даже с от-

казом от всяких таких побуждений и с обузданием всех склонностей,

поскольку они могли бы идти вразрез с этим законом» [10, с. 397].

Таким образом, в моральной философии И. Канта одной из глав-

ных тем становится учение о внутреннем отношении к долгу, о приня-

тии и превращении долга в нравственный закон. Кант предполагает

свободу воли, актуализирующуюся в поле нравственного закона. От-

ветственность в таком случае происходит из свободы человека, кото-

рый сильнее своей природы. А ответственность за свои поступки —

это оборотная сторона личной свободы индивида. Человек подчиняет

свою волю внешней необходимости, которая выступает в роли внут-

реннего нравственного закона. Также философ акцентирует внимание

на социальном характере ответственности.

Интересен взгляд на проблему ответственности Ж.П. Сартра, со-

гласно идеям которого существование предшествует сущности, по-

этому человек сам отвечает за свои поступки: «Но если существова-

ние действительно предшествует сущности, то человек ответственен

за то, что он есть. В этой связи первым делом экзистенциализм отда-

ет человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответ-

ственность за существование» [11, с. 323]. Человек отличается от жи-

вотных тем, что способен и должен нести ответственность за свою

деятельность. Кроме того, индивид обладает не только ответственно-

стью перед своим собственным «я», но и перед обществом, в котором

он существует. По мысли Ж.П. Сартра, «человек, который на что-то

решается и осознает, что выбирает не только собственное бытие, но

что он еще и законодатель, выбирающий одновременно с собой и все

человечество, не может избежать чувства полной и глубокой ответ-

ственности» [11, с. 325]. Таким образом, экзистенциалисты полагают,

что человек ориентирован на смысл и стремится к ценностям. Инди-

вид несет ответственность за осуществление своих смыслов и реали-

зацию ценностей. Таким образом, раскрывается новый ракурс изуче-

ния ответственности — аксиологический.

Стоит отметить, что тема ответственности является одной из

наиболее интересных этических проблем в философии техники, по-

тому что данная категория включает в поле своего рассмотрения та-

кие вопросы, как субъект ответственности, степень его влияния на

общество и научно-техническую деятельность, минимизация и оцен-

ка рисков и последствий деятельности. Поворот к осмыслению от-