Previous Page  4 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 12 Next Page
Page Background

А.А. Попова

4

Гуманитарный вестник

# 8·2017

философов Возрождения (Л. Валла, М. Монтень, П. Помпонацци

и других) в понимании личности главным является способность раз-

личать добро и зло, поступая в рамках этого разумения. Ответствен-

ность индивида за свои поступки лежит в плоскости нравственного

опыта человека, что приводит к индивидуализации деятельности че-

ловека.

В западноевропейской философии XVII–XVIII вв. ответствен-

ность рассматривается в рамках идей общественного устройства

и роли личности в этом процессе. Так, Д. Юм отмечает, что «…среди

наших моральных понятий нет такого нелепого понятия, как пассив-

ное послушание, и что мы оправдываем сопротивление в самых яр-

ких случаях проявления тирании и притеснений. Общее мнение всего

человечества во всех случаях имеет известный авторитет, но здесь,

в вопросах морали, оно, безусловно, непогрешимо. И непогрешимо-

сти его не мешает тот факт, что люди в точности не могут выяснить

принципов, обосновывающих его» [6, с. 590]. Данная интерпретация

ответственности позже находит отражение в работах Х. Арендт, где

она пытается выявить механизмы принятия личной ответственности

и причины пассивного послушания людей в условиях диктатуры:

«Нет такого явления, как коллективная вина или коллективная неви-

новность; вина и невиновность имеют смысл только в отношении от-

дельной личности» [7, с. 60]. Коллективная вина и коллективная от-

ветственность формируются из личной ответственности индивида.

К сказанному следует добавить, что идея ответственности рас-

сматривается в рамках прагматизма. У. Джеймс не противопоставля-

ет ответственность наказанию, что было характерно для утилитариз-

ма. В основе социальной ответственности лежат инстинкты человека

и польза для общества. Для философа мера ответственности уравно-

вешивает необходимость и свободу воли: «Если человек грубо оши-

бется, стоны раненых дадут ему знать об этом» [8, с. 134]. Ответ-

ственность позволяет индивиду отступать от общепринятых норм,

если в результате его решения общество приобретает что-то более

ценное. Таким образом, рассматриваемая категория имеет ярко вы-

раженный социальный характер из-за своей общественной направ-

ленности. Для прагматизма характерно понимание ответственности

как общественного блага и выгоды. Она определяется как прагмати-

ческая ценность для общества. И в данном контексте ответственность

как категория социальной философии принимает характер утилитар-

ный или прагматический с точки зрения пользы для общества.

Следует отметить моральную философию И. Канта, в которой

понятие ответственности тесно взаимосвязано с пониманием досто-

инства человеческой личности. В качестве инстанции ответственно-

сти философ одним из первых рассматривает разум как основание