Previous Page  3 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 12 Next Page
Page Background

Категория социальной ответственности в контексте развития философской мысли

Гуманитарный вестник

# 8·2017 3

совершенные в силу незнания, когда есть возможность предвидеть ре-

зультаты своей деятельности [5, с. 85, 86]. Иными словами, философ

впервые раскрывает идею ответственности человека за свои поступки,

которая может рассматриваться не только в индивидуальной, но и в

плоскости общественных отношений, что подтверждает социальный

характер данного явления. Аристотель одним из первых фокусирует

внимание на аспекте тесной взаимосвязи ответственности и разума,

свободы. Воля в его понимании является феноменом, который связы-

вает понятия добровольности и ответственности. Осуществление сво-

бодного выбора происходит в рамках разумного исправления, зало-

женного природой, потому что разум человека, по мнению философа,

становится источником причинности, которая подчиняется только

судьбе и случаю, что отлично от причинности, заложенной в природе.

Такого рода трактовка причинной деятельности человека становится

первым шагом к пониманию ответственности за свои поступки. Впро-

чем, Аристотель еще не пользуется специальным понятием ответ-

ственности, а описывает отдельные аспекты ее проявления в произ-

вольности и виновности.

Кроме Платона и Аристотеля проблемой ответственности зани-

мался античный софист, современник Сократа Антифон. Для него су-

ществуют два вида ответственности: личная как внутреннее пережи-

вание человека, которая лежит в основе самооценки и оценки своих

поступков; перед обществом и его требованиями и законами. Второй

вид ответственности характеризуется как «положенность отвечать».

Антифон одним из первых связывает личностную ответственность и

ответственность перед обществом в единый комплекс нравственного

опыта человека. В идеях философа соединяются аристотелевская

идея о личной ответственности и мере виновности человека и соци-

альный характер ответственности. Следуя логике становления идеи

ответственности, можно сказать, что онтологические и теоретические

условия возникновения социальной ответственности берут начало

в становлении самосознания человека, осознания его места и роли

в обществе, понимания своего духовно-нравственного мира. Соци-

альная ответственность характеризуется взаимосвязью с деятельно-

стью человека и направленностью на общественное благо. Ответ-

ственность проявляется не только как ограничительный фактор,

связанный с идеей наказания, но и как образующий компонент в дея-

тельности человека в социуме.

Наиболее рельефно проблема ответственности и ее социальный

характер обозначены в философии эпохи Возрождения. Так, для Га-

лилея понимание индивидуальной свободы приводит к осознанию

того, что ответственность воспринимается как осмысление субъектом

важности и значимости его деятельности в настоящем. С позиции