Категория социальной ответственности в контексте развития философской мысли
Гуманитарный вестник
# 8·2017 3
совершенные в силу незнания, когда есть возможность предвидеть ре-
зультаты своей деятельности [5, с. 85, 86]. Иными словами, философ
впервые раскрывает идею ответственности человека за свои поступки,
которая может рассматриваться не только в индивидуальной, но и в
плоскости общественных отношений, что подтверждает социальный
характер данного явления. Аристотель одним из первых фокусирует
внимание на аспекте тесной взаимосвязи ответственности и разума,
свободы. Воля в его понимании является феноменом, который связы-
вает понятия добровольности и ответственности. Осуществление сво-
бодного выбора происходит в рамках разумного исправления, зало-
женного природой, потому что разум человека, по мнению философа,
становится источником причинности, которая подчиняется только
судьбе и случаю, что отлично от причинности, заложенной в природе.
Такого рода трактовка причинной деятельности человека становится
первым шагом к пониманию ответственности за свои поступки. Впро-
чем, Аристотель еще не пользуется специальным понятием ответ-
ственности, а описывает отдельные аспекты ее проявления в произ-
вольности и виновности.
Кроме Платона и Аристотеля проблемой ответственности зани-
мался античный софист, современник Сократа Антифон. Для него су-
ществуют два вида ответственности: личная как внутреннее пережи-
вание человека, которая лежит в основе самооценки и оценки своих
поступков; перед обществом и его требованиями и законами. Второй
вид ответственности характеризуется как «положенность отвечать».
Антифон одним из первых связывает личностную ответственность и
ответственность перед обществом в единый комплекс нравственного
опыта человека. В идеях философа соединяются аристотелевская
идея о личной ответственности и мере виновности человека и соци-
альный характер ответственности. Следуя логике становления идеи
ответственности, можно сказать, что онтологические и теоретические
условия возникновения социальной ответственности берут начало
в становлении самосознания человека, осознания его места и роли
в обществе, понимания своего духовно-нравственного мира. Соци-
альная ответственность характеризуется взаимосвязью с деятельно-
стью человека и направленностью на общественное благо. Ответ-
ственность проявляется не только как ограничительный фактор,
связанный с идеей наказания, но и как образующий компонент в дея-
тельности человека в социуме.
Наиболее рельефно проблема ответственности и ее социальный
характер обозначены в философии эпохи Возрождения. Так, для Га-
лилея понимание индивидуальной свободы приводит к осознанию
того, что ответственность воспринимается как осмысление субъектом
важности и значимости его деятельности в настоящем. С позиции