С.С. Захарова
6
Гуманитарный вестник
# 7·2017
Далее необходимо отметить такие важные функции преподавате-
ля, как методическая и исследовательская. Учебно-методические по-
собия для обучения студентов инженерных специальностей всем ви-
дам РД, модульные разговорно-коммуникативные компоненты к
урокам базового учебника английского языка И.В. Орловской,
Л.С. Самсоновой, А.И. Скубриевой, электронные обучающие про-
граммы по основным разделам грамматики для Smartboard, составля-
емые преподавателями-методистами кафедры «Английский язык для
машиностроительных специальностей» МГТУ им. Н.Э. Баумана,
удовлетворяют целому ряду методических, лингвистических и
экстралингвистических требований: информативность, мотивацион-
ность, выполнение контролирующих функций, — что позволяет ши-
роко использовать эти дидактические материалы в учебном процессе.
Актуальность данной статьи определяется объективной потреб-
ностью по-новому подойти к оценке профессиональной деятельности
преподавателя иностранного языка в техническом вузе. Современная
деятельность преподавателя немыслима без исследования и познания
разнообразных аспектов текущего образовательного процесса. Про-
ведение апробации и анализа эффективности учебно-методических
материалов и контрольно-оценочных средств (в форме поурочных
модулей), предлагаемых студентам, позволяет давать более точные
рекомендации по усовершенствованию учебного процесса. Публика-
ции научных статей, выступления на межвузовских и международных
научных конференциях с изложением опыта работы преподавателей
иностранного языка, а также с докладами о современных направлениях
в области образования способствуют профессиональному росту и по-
вышению эффективности педагогической деятельности. Таким образом
реализуется функция преподавателя-исследователя, что особенно акту-
ально в контексте статуса МГТУ им. Н.Э. Баумана как национального
исследовательского университета техники и технологий.
На основании анализа функциональных особенностей профессио-
нальной деятельности преподавателя английского языка в техническом
вузе предлагается следующая классификация его основных функций:
•
методическая — роль методиста;
•
мотивационная — роль создателя мотивации;
•
психологическая — роль психолога;
•
коммуникативно-интерактивная — роль коммуниканта;
•
навигационная — роль ведущего;
•
социокультурологическая — роль культуролога;
•
организационная — роль организатора;
•
корректирующая — роль корректора ошибок;
•
оператор ТСО — роль техника;
•
научно-исследовательская — роль преподавателя-исследователя.