Гуманитарный вестник
# 7·2017 1
УДК 802.0 DOI 10.18698/2306-8477-2017-7-451
Функциональные особенности профессиональной
деятельности преподавателя английского языка
в процессе формирования коммуникативной
компетентности у студентов инженерных
специальностей технических университетов
© С.С. Захарова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрены основные компоненты профессиональной деятельности преподава-
теля английского языка в техническом вузе. Проанализирован ряд значимых функ-
ций преподавателя иностранного языка в современных условиях учебного процесса.
Обоснована необходимость формирования коммуникативной компетентности у
студентов инженерных специальностей. Приведены примеры мотивационного
моделирования ситуаций речевой деятельности. Предложена классификация
функций преподавателя английского языка для оценки его профессиональной дея-
тельности в современном образовательном процессе.
Ключевые слова:
непрерывное образование, роль преподавателя, мотивация, мо-
делирование ситуаций речевой деятельности, коммуникативная компетентность,
речевое поведение, классификация функций преподавателя
Исторические и социальные изменения, произошедшие на рубе-
же ХХ–ХХI вв. в России, открыли новые возможности для глобаль-
ной коммуникации во всех областях человеческой деятельности для
обмена информацией и свободного перемещения по миру. Известно,
что человек живет в постоянно меняющейся обстановке. «Время есть
то поле, в котором и благодаря которому происходит смена состоя-
ний человеческого общества… Теперь Запад — цивилизация евро-
атлантическая, в которой США доминируют во многих областях. Как
ни пытается Европа гордиться своими великими культурными до-
стижениями, как ни стремится защитить свой образ жизни, свое от-
ношение к миру и к истории, старый континент все больше америка-
низируется... постоянная готовность дать ответ на вызов стала счи-
таться началом, формирующим исключительную динамичность
американской истории и даже американского национального харак-
тера» [1].
В этом контексте знание английского языка как языка междуна-
родной коммуникации становится особенно актуальным, что в нема-
лой степени способствует повышению мотивации у студентов инже-
нерных специальностей технических университетов при изучении
иностранного языка.