Функциональные особенности профессиональной деятельности преподавателя…
Гуманитарный вестник
# 7·2017 5
образные коммуникативные практики. Преподаватель учит вербали-
зации эмоций и мыслей, знакомит с моделями речевого этикета,
формируя таким образом речевое поведение студентов как на ан-
глийском, так и на родном языке; этот социокультурологический ас-
пект деятельности преподавателя вносит свой вклад в процесс «куль-
турного образования» [7] будущего технического специалиста.
В ходе учебного процесса общение студента и преподавателя стро-
ится на педагогике сотрудничества. Доброжелательная, непринужден-
ная обстановка располагает к проявлению творческих способностей
студентов, созданию атмосферы конструктивного взаимодействия в
группе обучаемых, что востребовано и актуально в современном дело-
вом мире. Как отмечают Е.А. Пореченкова и С.Ю. Казанцева, «в насто-
ящее время специалист должен знать иностранный язык не столько для
того, чтобы читать литературу по специальности, сколько для того,
чтобы грамотно владеть устным иноязычным профессиональным
общением в условиях взаимодействия с профессиональной иноязыч-
ной средой» [8]. Для успешного решения этой проблемы ведущая
роль отводится преподавателю-психологу и организатору учебной
деятельности студентов. Преподаватель английского языка формиру-
ет и структурирует учебную ситуацию на занятии, его задача —
организовать поведение студента таким образом, чтобы реализовать
поставленную цель. R. Borger и A.E.M. Seaborne пишут: «The learner
is seen as being under the control of external influences, and it is the
teacher’s… objective to arrange these influences in such a way that they
will lead the learner along a prescribed path
2
» [9]. В процессе подготов-
ки к семинару преподаватель планирует ход занятия, продумывает
методику работы с учебным материалом в каждой отдельной группе
с максимальным вовлечением студентов в учебный процесс.
Хорошо известно, что многие студенты 1-го курса начинают
свою учебную деятельность в университете на основе сформирован-
ного в школе подхода к обучению, поэтому им приходится сталки-
ваться с преодолением трудностей в организации данного процесса.
Постепенно приходит осознание ответственности за учебу в универ-
ситете. Задача преподавателя иностранного языка — организовать
работу первокурсников, дать методические рекомендации к выпол-
нению домашних заданий и самостоятельной работе с учебным мате-
риалом, обратив особое внимание на подготовку заданий, связанных
с говорением и устными высказываниями, так как эта часть работы,
как правило, вызывает затруднения и, следовательно, нежелание ее
выполнять.
__________
2
Учащийся рассматривается как субъект, находящийся под влиянием внешних
факторов, и целью преподавателя как раз является распределение этого влияния
таким образом, чтобы оно вело студента по предписанному пути.