С.С. Захарова
2
Гуманитарный вестник
# 7·2017
Мотивация является главной движущей силой или, как сказали бы
сегодня, «драйвом» в поведении и учебной деятельности студентов, а
также в процессе формирования будущего профессионала. Ссылаясь на
опыт преподавания английского языка в МГТУ им. Н.Э. Баумана, мож-
но сказать, что для студентов университета при обучении иностранному
языку наиболее значимыми являются прагматические мотивы — полу-
чение диплома о высшем образовании, работа в престижной фирме,
возможно, не по специальности, но обязательно с применением ан-
глийского языка, высокая заработная плата и карьерный рост. Также
необходимо учитывать познавательные мотивы, мотивы профессио-
нального роста, предполагающие непрерывное образование, желание
и умение извлекать и создавать информацию, активизировать про-
цессы поиска информации в условиях постоянного развития научно-
технического прогресса. «An engineer’s education is never really fin-
ished, so he or she must be willing to continue the learning process
1
» [2].
Инженер — это образ мышления и форма существования; он должен
идти в ногу со временем, знать об изменениях, которые происходят в
его профессиональной сфере, быть креативным, чтобы успешно кон-
курировать на современном рынке труда.
Одной из основных особенностей творческого мышления являет-
ся умение привлечь предшествующий опыт к решению поставленной
задачи. Э.
Бос определяет креативность как «качество человека,
направленное на создание новых решений для известных или новых
задач (продуктивная креативность) и рождение новых оригинальных
идей (экспрессивная креативность). Новое решение может при этом
возникнуть из того, что уже существующие компоненты или распо-
лагаются по-новому, или получают новую оригинальную структуру»
[3]. Творческой личности — и ученому, и инженеру — нужно посто-
янно учиться, увеличивая и обновляя тот запас знаний, который поз-
волит ему в нужный момент решить задачу.
Мотивы являются мобильной системой, на которую может и
должен влиять преподаватель при обучении иностранному языку
студентов технического университета. Задача преподавателя (и одна
из его основных функций) — мотивировать студентов изучать ан-
глийский язык. Технология выработки мотивации путем моделиро-
вания различных ситуаций речевой деятельности (РД)
включает в се-
бя создание такого психологического состояния у обучаемых, при
котором у них возникает потребность в практическом овладении ан-
глийским языком.
Заинтересовать студентов можно, предложив следующую ситуа-
цию РД: фирма, где будут работать учащиеся, выдала новые модели
__________
1
Образование инженера на самом деле никогда не заканчивается, поэтому
студенты должны хотеть постоянно учиться.