С.С. Захарова
4
Гуманитарный вестник
# 7·2017
кового коллектива» [6]. Иначе говоря, язык выполняет особую соци-
альную миссию. Можно с уверенностью сказать, что одним из про-
водников этой миссии в процессе подготовки будущих инженеров в
техническом вузе является преподаватель иностранного языка. Ю.М.
Соломин тонко подметил, что «японцы занимаются культурным об-
разованием нации, потом это скажется на развитии техники. Об этом
стоит помнить и нам» [7].
Современный студент хорошо владеет различными техническими
инновационными электронными устройствами, свободно ориентиру-
ется в новостном информационном потоке международной ме-
диасреды интернета, имеет прагматические установки, амбициозен,
нацелен на результат и карьеру, при этом обладает сниженным инте-
ресом к чтению и самостоятельной работе с учебным материалом.
Сталкиваясь с вызовами современного образовательного процесса,
преподаватель совершенствует свою профессиональную деятель-
ность, учитывая особенности нового поколения студентов. На каж-
дом занятии он работает в интерактивном режиме, выступая как
навигатор в образовательном поле «преподаватель — студент». Пре-
подаватель должен обладать профессиональными знаниями, чтобы
компетентно отвечать на вопросы лингвистического и страноведче-
ского характера, в этом проявляются его интерактивная и навигаци-
онная функции, что можно сравнить с работой ведущего передачи в
прямом эфире на радио или телевидении.
Следует отметить тот факт, что сегодня в высшей школе вспомо-
гательными средствами учебного процесса являются современные
технические средства обучения (ТСО). Использование на занятиях
английского языка в МГТУ им. Н.Э. Баумана технических средств
для аудирования, просмотра учебных видеофильмов, проведения
презентаций в PowerPoint, а также применение проектора и интерак-
тивной доски (Smartboard) для объяснения и закрепления лексико-
грамматического материала в процессе тренировочных упражнений
реализуют функцию преподавателя как оператора ТСО.
Социальный заказ диктует делать приоритетным обучение уст-
ной речи и формировать коммуникативную компетентность
в про-
цессе обучения иностранному языку посредством использования
коммуникативных практик: тренинги, командная работа над презен-
тациями, дебаты, мини-конференции и ролевые игры. Не надо изоб-
ретать язык, надо его познавать и правильно использовать. Для раз-
вития навыков речевого общения у студентов инженерных специаль-
ностей преподаватель английского языка должен в условиях
учебного занятия создать атмосферу непринужденного общения, ис-
пользуя методику мотивационного моделирования ситуаций РД,
примеры которых приведены в начале данной статьи, а также разно-