Н.А. Ионова, Е.В. Полтавец, Е.А. Яковлева
6
Гуманитарный вестник
# 6·2017
тельного полюса к положительному. Именно это явление и опреде-
ляет такие свойства металлов, как тепловая и электрическая про-
водимость.
Преподаватель:
— Спасибо за ответ! Чувствуется, что Вы хорошо подготови-
лись к олимпиаде
[8, с. 66].
В связи с тем, что та или иная система вопросов и ответов актив-
но используется на всех этапах познавательной деятельности уча-
щихся, преподавателям и студентам предлагается соблюдать опреде-
ленные требования, предъявляемые к культуре формулирования и
употребления вопросов на занятиях по разным предметам, включая,
разумеется, занятия по русскому языку.
Требования, предъявляемые к вопросам, состоят в следующем:
•
осмысленность (корректность, правильность), которая предпо-
лагает истинность, ясность предпосылок вопроса (вопрос, на который
можно дать конкретный, адекватный ответ);
•
краткость и ясность формулировки (вместо громоздких вопро-
сов целесообразно употреблять более простые);
•
нормативное языковое оформление вопросов (вопросы должны
быть правильно сформулированы с точки зрения грамматики и сти-
листики);
•
логическая последовательность вопросов, направленных на вы-
явление основной цели;
•
ориентация вопросов на развитие мышления, активности и са-
мостоятельности учащихся;
•
направленность на раскрытие сущности явления, а также на
установление связей между предметами, явлениями, теорией и прак-
тикой;
•
недопустимость употребления вопросов-подсказок, заключаю-
щих в себе готовый ответ;
•
учет в формулировке вопроса особенностей учащихся, осве-
домленность об уровне их знаний и опыта [5, с. 76, 77].
Обобщая все вышесказанное, следует отметить, что система вопро-
сов, ответов и заданий эффективна только в том случае, если ее состав-
ляющие тесно связаны и образуют логическую цепь, а также если ве-
дущее место в этой цепи занимают вопросы для размышления, основы-
вающиеся на активной мыслительной деятельности учащихся и на
самостоятельном применении имеющихся знаний [5, с. 78].
Нужно отметить, что на данный момент в печати все чаще появ-
ляется информация о том, где и как на практике применяются методы
активизации познавательной деятельности учащихся, в частности си-
стема вопросов, ответов и заданий.
Одну из передовых позиций в продвижении современных мето-
дов обучения, по мнению авторов, занимает Юго-Западный государ-