Использование системы вопросов, ответов и заданий на занятиях по русскому языку…
Гуманитарный вестник
# 6·2017 3
учащихся. К этому разряду относятся организационные (используе-
мые при организации учебной работы), а также вспомогательные
(наводящие, уточняющие, побуждающие и т. п.) вопросы [5, с. 68].
Образцы служебных вопросов представлены ниже.
1.
Вы
прочитали
параграф, в
котором
говорится
о языковых
нормах?
2.
Читая параграф, вы узнали о том, что такое орфоэпия?
3.
Вы
готовы к выполнению заданий по
орфоэпии?
К разряду репродуктивных относятся вопросы, требующие вос-
произведения полученных знаний, а также научных положений (пра-
вил, законов, формул).
Приведем образцы заданий, включающих репродуктивные во-
просы.
1.
Знаете ли вы, какое значение имеет ударение для понимания
смысла слов? Объясните значение слов с разным ударением:
Атлас —
атлАс; вИдение — видЕние; клУбы — клубЫ; в срЕду — в средУ;
крУгом — кругОм
[6, с. 7].
2.
Что вам известно о связи ударения с изменением флексий и
лексических значений существительных?
Образуйте от данных существительных форму множественного
числа и расставьте ударения. Укажите возможные варианты изменения
флексий и лексических значений существительных:
инспектор, корпус,
отпуск, порт, профессор, шофер, слесарь, паспорт, бухгалтер,
инженер, договор, тон, тормоз, пропуск
[6, с. 7].
3.
Знаете ли вы, что такое разноместное ударение? Поставьте
ударение в существительных, стоящих в именительном падеже един-
ственного и множественного числа:
шарф — шарфы; сирота — си-
роты; герб — гербы; уголь — угли; кран — краны
[7, с. 13].
Репродуктивные вопросы обращены к памяти учащихся. С их
помощью в ходе изложения и закрепления материала выявляются
знания, которые, в свою очередь, служат базой для работы над новой
темой. При применении репродуктивных вопросов устанавливается
связь между приобретенными и новыми знаниями, выявляются не-
точные, ошибочные представления с целью их коррекции, активизи-
руется познавательная деятельность учащихся.
В свою очередь, продуктивные вопросы обращены к мышлению
учащихся. К этой группе относятся вопросы, направленные на уста-
новление причинно-следственных связей в изучаемом материале,
сравнение, анализ, синтез, понимание, сообразительность, обобще-
ние, самостоятельные выводы и т. п. [5, с. 68].
Образцы продуктивных вопросов представлены ниже.
1.
Как
в природе проявляется специфика атомно-молекулярного
строения кристаллов и некристаллических тел?