Previous Page  3 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 10 Next Page
Page Background

Использование системы вопросов, ответов и заданий на занятиях по русскому языку…

Гуманитарный вестник

# 6·2017 3

учащихся. К этому разряду относятся организационные (используе-

мые при организации учебной работы), а также вспомогательные

(наводящие, уточняющие, побуждающие и т. п.) вопросы [5, с. 68].

Образцы служебных вопросов представлены ниже.

1.

Вы

прочитали

параграф, в

котором

говорится

о языковых

нормах?

2.

Читая параграф, вы узнали о том, что такое орфоэпия?

3.

Вы

готовы к выполнению заданий по

орфоэпии?

К разряду репродуктивных относятся вопросы, требующие вос-

произведения полученных знаний, а также научных положений (пра-

вил, законов, формул).

Приведем образцы заданий, включающих репродуктивные во-

просы.

1.

Знаете ли вы, какое значение имеет ударение для понимания

смысла слов? Объясните значение слов с разным ударением:

Атлас —

атлАс; вИдение — видЕние; клУбы — клубЫ; в срЕду — в средУ;

крУгом — кругОм

[6, с. 7].

2.

Что вам известно о связи ударения с изменением флексий и

лексических значений существительных?

Образуйте от данных существительных форму множественного

числа и расставьте ударения. Укажите возможные варианты изменения

флексий и лексических значений существительных:

инспектор, корпус,

отпуск, порт, профессор, шофер, слесарь, паспорт, бухгалтер,

инженер, договор, тон, тормоз, пропуск

[6, с. 7].

3.

Знаете ли вы, что такое разноместное ударение? Поставьте

ударение в существительных, стоящих в именительном падеже един-

ственного и множественного числа:

шарф — шарфы; сирота — си-

роты; герб — гербы; уголь — угли; кран — краны

[7, с. 13].

Репродуктивные вопросы обращены к памяти учащихся. С их

помощью в ходе изложения и закрепления материала выявляются

знания, которые, в свою очередь, служат базой для работы над новой

темой. При применении репродуктивных вопросов устанавливается

связь между приобретенными и новыми знаниями, выявляются не-

точные, ошибочные представления с целью их коррекции, активизи-

руется познавательная деятельность учащихся.

В свою очередь, продуктивные вопросы обращены к мышлению

учащихся. К этой группе относятся вопросы, направленные на уста-

новление причинно-следственных связей в изучаемом материале,

сравнение, анализ, синтез, понимание, сообразительность, обобще-

ние, самостоятельные выводы и т. п. [5, с. 68].

Образцы продуктивных вопросов представлены ниже.

1.

Как

в природе проявляется специфика атомно-молекулярного

строения кристаллов и некристаллических тел?