1 / 10 Next Page
Information
Show Menu
1 / 10 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 6·2017 1

УДК 808.2 DOI 10.18698/2306-8477-2017-6-448

Использование системы вопросов,

ответов и заданий на занятиях по русскому языку

как составляющая метода активизации

познавательной деятельности учащихся

© Н.А. Ионова, Е.В. Полтавец, Е.А. Яковлева

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассмотрено использование методов активизации познавательной деятельности

учащихся на разных уровнях обучения русскому языку. Даны образцы заданий, во-

просов и ответов, приведены аргументы в пользу широкого применения данного

метода, в частности, в высшей школе.

Ключевые слова:

активизация, методы обучения, познавательная деятельность,

речевые компетенции, система вопросов и ответов

В настоящее время в печатных изданиях широко обсуждается

проблема активизации познавательной деятельности учащихся сред-

ней и высшей школ. При этом сам процесс активизации рассматрива-

ется как «способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и

учащихся, направленный на решение задач образования, воспитания

и развития учащихся» [1, с. 203].

Нужно отметить, что метод активизации в отечественной мето-

дике начал формироваться еще в 70-е гг. ХХ в. Его основы с позиции

теории деятельности разрабатывали А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский

и другие известные ученые-методисты. Сам термин был предложен

Г.А. Китайгородской и рассматривался как «метод интенсивного

обучения, направленный на ускоренное овладение языковым матери-

алом, обеспечивающим формирование, развитие и применение рече-

вых навыков и умений» [2, с. 145, 146].

Среди принципов, определяющих содержание данного метода,

одним из самых важных был признан принцип поэтапного усвоения ма-

териала: от целого к частному и опять к целому (синтез — анализ —

синтез), т. е. речь шла об аналитическом восприятии и усвоении язы-

кового материала. Поэтому следует отметить, что главной составля-

ющей метода активизации познавательной деятельности является

аналитика — сегмент логики, связанный с такими умственными про-

цессами, как умозаключение, доказательство, определение и разделе-

ние понятий. Основной метод аналитики — анализ, он предполагает

следующие умственные операции: деление изучаемого предмета на

отдельные части, затем соединение этих частей в единое целое, обо-