Гуманитарный вестник
# 6·2017 1
УДК 808.2 DOI 10.18698/2306-8477-2017-6-448
Использование системы вопросов,
ответов и заданий на занятиях по русскому языку
как составляющая метода активизации
познавательной деятельности учащихся
© Н.А. Ионова, Е.В. Полтавец, Е.А. Яковлева
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрено использование методов активизации познавательной деятельности
учащихся на разных уровнях обучения русскому языку. Даны образцы заданий, во-
просов и ответов, приведены аргументы в пользу широкого применения данного
метода, в частности, в высшей школе.
Ключевые слова:
активизация, методы обучения, познавательная деятельность,
речевые компетенции, система вопросов и ответов
В настоящее время в печатных изданиях широко обсуждается
проблема активизации познавательной деятельности учащихся сред-
ней и высшей школ. При этом сам процесс активизации рассматрива-
ется как «способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и
учащихся, направленный на решение задач образования, воспитания
и развития учащихся» [1, с. 203].
Нужно отметить, что метод активизации в отечественной мето-
дике начал формироваться еще в 70-е гг. ХХ в. Его основы с позиции
теории деятельности разрабатывали А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский
и другие известные ученые-методисты. Сам термин был предложен
Г.А. Китайгородской и рассматривался как «метод интенсивного
обучения, направленный на ускоренное овладение языковым матери-
алом, обеспечивающим формирование, развитие и применение рече-
вых навыков и умений» [2, с. 145, 146].
Среди принципов, определяющих содержание данного метода,
одним из самых важных был признан принцип поэтапного усвоения ма-
териала: от целого к частному и опять к целому (синтез — анализ —
синтез), т. е. речь шла об аналитическом восприятии и усвоении язы-
кового материала. Поэтому следует отметить, что главной составля-
ющей метода активизации познавательной деятельности является
аналитика — сегмент логики, связанный с такими умственными про-
цессами, как умозаключение, доказательство, определение и разделе-
ние понятий. Основной метод аналитики — анализ, он предполагает
следующие умственные операции: деление изучаемого предмета на
отдельные части, затем соединение этих частей в единое целое, обо-