Использование системы вопросов, ответов и заданий на занятиях по русскому языку…
Гуманитарный вестник
# 6·2017 5
ней сущности изучаемого объекта; обобщение и систематизация зна-
ний [5, с. 45].
Для достижения хороших результатов в процессе обучения рече-
вой деятельности рекомендуется использовать такой эффективный
прием, как создание проблемной ситуации, включающей в себя пред-
варительную самостоятельную работу: обсуждение и сравнение тем,
логическое обоснование выбора темы, т. е. использование системы
вопросов, ответов и заданий.
В качестве примера можно привести ситуацию подготовки к до-
кладу, который будет прочитан на олимпиаде по физике.
Цель деятельности задает преподаватель, который просит уча-
щихся логически обосновать такое физическое явление, как хорошая
электрическая и тепловая проводимость металлов. Обсуждение про-
блемы проходит в форме диалога: преподаватель задает вопросы, а
заранее подготовившийся учащийся отвечает на них.
Образец диалога преподавателя и учащегося.
Преподаватель:
— Скажите, Вас интересует природа электрической и тепло-
вой проводимости металлов?
Учащийся:
— Да, эта тема мне интересна, я читал статьи и книги об
этом физическом явлении.
Преподаватель:
— Можете ли Вы кратко сформулировать, от чего зависят
свойства металлов?
Учащийся:
— Да, конечно. Свойства металлов зависят от их электронного
строения. Условно мы можем представить себе металл в виде
остова, состоящего из положительных ионов и погруженного в
электронный газ. А так как и в твердых, и в жидких металлах не все
электроны связаны со своими атомами, часть свободных электро-
нов может перемещаться.
Преподаватель:
— Вы считаете, что тепловая и электрическая проводимость
металлов связаны с перемещением электронов?
Учащийся:
— Да, именно так.
Преподаватель:
— А какие факторы влияют на процесс перемещения электро-
нов?
Учащийся:
— Дело в том, что под влиянием разности потенциалов свобод-
ные электроны приобретают направленное движение от отрица-