Н.А. Ионова, Е.В. Полтавец, Е.А. Яковлева
4
Гуманитарный вестник
# 6·2017
2.
Объясните,
сравнивая свойства минералов, почему кристалли-
ческие и некристаллические тела имеют различные физические свой-
ства?
3.
Можно
ли на примере двух углеродных соединений (алмаза и
графита) описать различия физических свойств данных тел?
4.
Можно
ли, анализируя свойства алмаза и графита, объяснить
различие сфер их применения?
[8, с. 66].
Продуктивные вопросы, как было отмечено выше, способствуют
формированию умений и навыков самостоятельного логического
мышления учащихся. Они помогают понять сущность изучаемых
правил, аргументировать собственное мнение, способствуют форми-
рованию критического осмысления имеющихся фактов.
В качестве примеров приведем несколько проблемных вопросов,
связанных с синтаксисом и пунктуацией.
1. Вопрос, направленный на раскрытие противоречий в самом
научном факте.
Из пространства между коаксиальными трубками коллектора
откачан воздух в целях снижения теплопроводности
(вопрос о
постановке или отсутствии знака препинания при пояснении).
2. Вопрос, направленный на раскрытие противоречия между при-
вычными представлениями и научным объяснением этого факта.
Между тем за 140 лет население Земли выросло в 4 раза, а его
энергетический потенциал увеличился в 1000 раз
(вопрос о том,
является ли вводным словосочетанием
«между тем»
, если его можно
убрать из предложения).
3. Вопрос, направленный на раскрытие противоречий между ста-
рыми знаниями учащихся и новыми, сообщенными преподавателем.
Рыба лежала на песке, разинув рот.
Присутствующие слушали лектора разинув рот
(вопрос о
постановке запятой во втором предложении — предложении с
фразеологическим оборотом) [5, с. 118, 119].
Далее необходимо отметить, что между репродуктивными и про-
дуктивными вопросами резкого разграничения быть не может, так же
как между двумя типами мышления: воспроизводящим (репродук-
тивным) и творческим (продуктивным). А для того чтобы умственное
развитие учащихся осуществлялось равномерно, переходя от воспро-
изводящего типа к творческому, содержание вопросов нужно посте-
пенно усложнять.
Также целесообразно при постановке вопросов на разных этапах
занятия учитывать последовательность основных звеньев процесса
усвоения знаний: актуализация опорных представлений учащегося,
восприятие и осознание нового материала, осмысление закономер-
ных связей между процессами реального мира, раскрытие внутрен-