Previous Page  4 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 10 Next Page
Page Background

Н.А. Ионова, Е.В. Полтавец, Е.А. Яковлева

4

Гуманитарный вестник

# 6·2017

2.

Объясните,

сравнивая свойства минералов, почему кристалли-

ческие и некристаллические тела имеют различные физические свой-

ства?

3.

Можно

ли на примере двух углеродных соединений (алмаза и

графита) описать различия физических свойств данных тел?

4.

Можно

ли, анализируя свойства алмаза и графита, объяснить

различие сфер их применения?

[8, с. 66].

Продуктивные вопросы, как было отмечено выше, способствуют

формированию умений и навыков самостоятельного логического

мышления учащихся. Они помогают понять сущность изучаемых

правил, аргументировать собственное мнение, способствуют форми-

рованию критического осмысления имеющихся фактов.

В качестве примеров приведем несколько проблемных вопросов,

связанных с синтаксисом и пунктуацией.

1. Вопрос, направленный на раскрытие противоречий в самом

научном факте.

Из пространства между коаксиальными трубками коллектора

откачан воздух в целях снижения теплопроводности

(вопрос о

постановке или отсутствии знака препинания при пояснении).

2. Вопрос, направленный на раскрытие противоречия между при-

вычными представлениями и научным объяснением этого факта.

Между тем за 140 лет население Земли выросло в 4 раза, а его

энергетический потенциал увеличился в 1000 раз

(вопрос о том,

является ли вводным словосочетанием

«между тем»

, если его можно

убрать из предложения).

3. Вопрос, направленный на раскрытие противоречий между ста-

рыми знаниями учащихся и новыми, сообщенными преподавателем.

Рыба лежала на песке, разинув рот.

Присутствующие слушали лектора разинув рот

(вопрос о

постановке запятой во втором предложении — предложении с

фразеологическим оборотом) [5, с. 118, 119].

Далее необходимо отметить, что между репродуктивными и про-

дуктивными вопросами резкого разграничения быть не может, так же

как между двумя типами мышления: воспроизводящим (репродук-

тивным) и творческим (продуктивным). А для того чтобы умственное

развитие учащихся осуществлялось равномерно, переходя от воспро-

изводящего типа к творческому, содержание вопросов нужно посте-

пенно усложнять.

Также целесообразно при постановке вопросов на разных этапах

занятия учитывать последовательность основных звеньев процесса

усвоения знаний: актуализация опорных представлений учащегося,

восприятие и осознание нового материала, осмысление закономер-

ных связей между процессами реального мира, раскрытие внутрен-