Н.А. Ионова, Е.В. Полтавец, Е.А. Яковлева
2
Гуманитарный вестник
# 6·2017
гащенное новыми знаниями. При этом, осуществляя анализ конкрет-
ного предмета или явления, необходимо помнить, что данный про-
цесс не может сводиться к одному лишь расчленению предмета или
явления на составные части, от которых сразу же совершается пере-
ход к познанию объекта изучения. Часто приходится простейшие со-
ставные элементы объединять в группы и подклассы, а затем на ос-
нове знаний, полученных в отдельных группах и подклассах, осу-
ществлять переход к познанию предмета в целом.
В теории языка различают несколько видов анализа:
•
автоматический — извлечение данных, выражающих в одно-
значной или явной форме смысл текста;
•
грамматический — определение грамматических категорий и
функциональной роли слова в предложении;
•
независимый — анализ текста, осуществляемый в терминах
языка-посредника;
•
предикативный — синтаксический анализ, основанный на вы-
делении грамматических классов, относящихся к определенному ви-
ду синтаксических конструкций [3, с. 34–36].
Все вышеперечисленные, а также другие виды аналитического
изучения языкового материала могут с успехом применяться на заня-
тиях по русскому языку.
Вспомним, как о значении аналитического метода познания в
любой области науки писал М.В. Ломоносов, утверждавший, что яс-
ное представление о предмете приобретается путем перечисления
признаков, т. е. «путем познания частей целого, части которого луч-
ше всего познавать, рассматривая их в отдельности» [3, с. 35].
Ту же мысль выразил известный современный ученый-методист
Е.И. Пассов, который считает, что «аналитика — это одно из условий
здорового состояния науки» [4, с. 16].
Современная методология предлагает много способов аналитиче-
ского подхода к изучаемому материалу. В частности, это организация
проблемно-поисковой деятельности, важным сегментом которой яв-
ляется «система вопросов, ответов и заданий, позволяющая обеспе-
чить единство и целостность предъявляемого и воспринимаемого
учебного материала» [5, с. 67].
Говоря о значимости системы вопросов, ответов и заданий в
структуре аналитической деятельности, необходимо упомянуть о
подразделении вопросов (в связи с их дидактической направленно-
стью) на следующие группы:
1)
служебные вопросы;
2)
репродуктивные, или воспроизводящие вопросы;
3)
продуктивные, или вопросы на размышление.
Следует помнить, что из вышеназванных вопросов служебные
почти не участвуют в стимулировании познавательной деятельности