Previous Page  2 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 10 Next Page
Page Background

Н.А. Ионова, Е.В. Полтавец, Е.А. Яковлева

2

Гуманитарный вестник

# 6·2017

гащенное новыми знаниями. При этом, осуществляя анализ конкрет-

ного предмета или явления, необходимо помнить, что данный про-

цесс не может сводиться к одному лишь расчленению предмета или

явления на составные части, от которых сразу же совершается пере-

ход к познанию объекта изучения. Часто приходится простейшие со-

ставные элементы объединять в группы и подклассы, а затем на ос-

нове знаний, полученных в отдельных группах и подклассах, осу-

ществлять переход к познанию предмета в целом.

В теории языка различают несколько видов анализа:

автоматический — извлечение данных, выражающих в одно-

значной или явной форме смысл текста;

грамматический — определение грамматических категорий и

функциональной роли слова в предложении;

независимый — анализ текста, осуществляемый в терминах

языка-посредника;

предикативный — синтаксический анализ, основанный на вы-

делении грамматических классов, относящихся к определенному ви-

ду синтаксических конструкций [3, с. 34–36].

Все вышеперечисленные, а также другие виды аналитического

изучения языкового материала могут с успехом применяться на заня-

тиях по русскому языку.

Вспомним, как о значении аналитического метода познания в

любой области науки писал М.В. Ломоносов, утверждавший, что яс-

ное представление о предмете приобретается путем перечисления

признаков, т. е. «путем познания частей целого, части которого луч-

ше всего познавать, рассматривая их в отдельности» [3, с. 35].

Ту же мысль выразил известный современный ученый-методист

Е.И. Пассов, который считает, что «аналитика — это одно из условий

здорового состояния науки» [4, с. 16].

Современная методология предлагает много способов аналитиче-

ского подхода к изучаемому материалу. В частности, это организация

проблемно-поисковой деятельности, важным сегментом которой яв-

ляется «система вопросов, ответов и заданий, позволяющая обеспе-

чить единство и целостность предъявляемого и воспринимаемого

учебного материала» [5, с. 67].

Говоря о значимости системы вопросов, ответов и заданий в

структуре аналитической деятельности, необходимо упомянуть о

подразделении вопросов (в связи с их дидактической направленно-

стью) на следующие группы:

1)

служебные вопросы;

2)

репродуктивные, или воспроизводящие вопросы;

3)

продуктивные, или вопросы на размышление.

Следует помнить, что из вышеназванных вопросов служебные

почти не участвуют в стимулировании познавательной деятельности