А.В. Волобуев
8
Гуманитарный вестник
# 5·2017
стами. Напомним, по Э. Маху и Р. Авенариусу, это принцип, соглас-
но которому мысли соответствуют не объективной действительно-
сти, а тому, сколько в процессе мышления сэкономлено времени и
умственных затрат для познания исследуемого явления. Но было бы
совершенно некорректным приравнивать фундаментализм и простое
доверие к авторитетам или к консерватизму ума.
Даже в области политического знания, где интеллектуальный
уровень дискурса значительно ниже, чем в науке (автор осознает, что
это суждение является объективной оценкой и может оскорбить по-
литиков, но отказываться от него не намерен), зачастую вполне
оправдано делегировать часть мыслительного процесса другим —
обезличенным идеологиям или живым авторитетам: индивидуаль-
ным или коллективным. Например, сталкиваясь с дилеммами обще-
ственных и политических проблем, человек, разделяя часть решений,
предлагаемых одной политической партией или идеологией, склонен
разделять и все остальные.
Однако, несмотря на наличие рационального зерна, фундамента-
лизм по своей природе носит ярко выраженный иррациональный харак-
тер, произрастая на чувствах страха, растерянности и ресентименте.
Именно поэтому фундаментализм так характерен для религиозного ми-
ровоззрения, встречается в политике, но практически невозможен в
рациональной области познания — науке.
В заключение следует сказать, что фундаментализм ни в коем слу-
чае нельзя отождествлять с традиционализмом. «Фундаментализм —
далеко не синоним термина “традиционализм”, это скорее один из
возможных путей обновления традиции, сочетающий в себе перера-
ботанные, идеалистически представленные элементы традиции и инно-
вации — в той степени, в которой они необходимы для установления
идеала. Фундаментализм родствен Традиции, но он не исчерпывается
ею, а всегда является ответом мифологизированной Традиции на вы-
зов со стороны Современности» [15, с. 18]. Фундаментализм — явле-
ние иррациональное, это своего рода проецирование идеализирован-
ного прошлого на тревожное будущее, пытающееся решить пробле-
мы настоящего путем возвращения к упрощенному прошлому, когда
этих проблем не было. Поэтому фундаментализм свойственен рели-
гиозному мировоззрению, встречается в политике (и будет обладать
степенью влияния, прямо пропорциональной количеству и сложно-
сти экономических и социально-политических проблем), но практи-
чески невозможен в науке.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Waterman A.M.C. Fundamentalism in Religion, Politics and Science.
C2C
Journal
. URL:
http://www.c2cjournal.ca/2009/06/fundamentalism-in-religion-politics-and-science/ (дата обращения 21.02.2017).