А.В. Волобуев
4
Гуманитарный вестник
# 5·2017
провозглашающему единство политики и религии и являющемуся, та-
ким образом, и политической партией, и религиозным движением [6], а
также к некоторым индуистским течениям и послевоенным религиоз-
ным движениям в Японии.
Религиозный фундаментализм — явление хорошо известное, а
вот понятие «политический фундаментализм» многим может пока-
заться неологизмом. Какие примеры политического и при этом нере-
лигиозного фундаментализма можно привести?
Движение чаепития («Tea Party movement») — наверное, самый
яркий пример политического фундаментализма. Сложилось это
направление в политическом дискурсе США сравнительно недавно:
к 2006–2009 гг. движение можно назвать окончательно оформив-
шимся, а первые упоминания о нем относятся к 1990-м гг. Название
движения является отсылкой к историческому событию: знаменито-
му «Бостонскому чаепитию», ставшему точкой бифуркации в исто-
рии североамериканских колоний и спусковым крючком революции
и войны за независимость США. Ключевой принцип, которому сле-
довали американские граждане, выкинувшие за борт груз чая в Бо-
стоне, — «нет налогов без представительства». Отсылкой к нему яв-
ляется название данного движения. Еще один смысл, вложенный в
название Движения чаепития — расшифровка акронима TEA как
«taxed enough already!» («хватит уже налогов!»). Итак, в чем заклю-
чается содержание программы этого движения и каких принципов и
ценностей придерживаются его сторонники?
Распространенным является мнение, что Движение чаепития
оформилось в ответ на ряд мер, принятых администрацией вступив-
шего в должность Б. Обамы: социальная помощь малоимущему насе-
лению — гражданам, которые не могли расплатиться с ипотечными
кредитами в результате кризиса на рынке недвижимости, а также
«American Recovery and Reinvestment Act of 2009» и «Healthcare
reform legislation» (будущий «Obamacare»). Следует упомянуть не-
сколько весьма эксцентричных законодательных инициатив, оказав-
шихся в центре внимания протестующих, например, совершенно
феерический налог на ожирение, которым предлагалось облагать
продажу еды и напитков, наиболее способствующих ожирению (а не
самих людей с ожирением, как это пытались изобразить некоторые
СМИ). В целом сторонников движения объединяет призыв к возвра-
щению к фундаментальным ценностям свободного рынка, а текущие
экономические проблемы и финансовые кризисы они объясняют от-
ходом от этих самых фундаментальных ценностей и превращением
государства не в «ночного сторожа», как это должно было быть, а в
машину перераспределения доходов через высокие налоги и высокий
уровень госрегулирования.