Previous Page  4 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 11 Next Page
Page Background

А.В. Волобуев

4

Гуманитарный вестник

# 5·2017

провозглашающему единство политики и религии и являющемуся, та-

ким образом, и политической партией, и религиозным движением [6], а

также к некоторым индуистским течениям и послевоенным религиоз-

ным движениям в Японии.

Религиозный фундаментализм — явление хорошо известное, а

вот понятие «политический фундаментализм» многим может пока-

заться неологизмом. Какие примеры политического и при этом нере-

лигиозного фундаментализма можно привести?

Движение чаепития («Tea Party movement») — наверное, самый

яркий пример политического фундаментализма. Сложилось это

направление в политическом дискурсе США сравнительно недавно:

к 2006–2009 гг. движение можно назвать окончательно оформив-

шимся, а первые упоминания о нем относятся к 1990-м гг. Название

движения является отсылкой к историческому событию: знаменито-

му «Бостонскому чаепитию», ставшему точкой бифуркации в исто-

рии североамериканских колоний и спусковым крючком революции

и войны за независимость США. Ключевой принцип, которому сле-

довали американские граждане, выкинувшие за борт груз чая в Бо-

стоне, — «нет налогов без представительства». Отсылкой к нему яв-

ляется название данного движения. Еще один смысл, вложенный в

название Движения чаепития — расшифровка акронима TEA как

«taxed enough already!» («хватит уже налогов!»). Итак, в чем заклю-

чается содержание программы этого движения и каких принципов и

ценностей придерживаются его сторонники?

Распространенным является мнение, что Движение чаепития

оформилось в ответ на ряд мер, принятых администрацией вступив-

шего в должность Б. Обамы: социальная помощь малоимущему насе-

лению — гражданам, которые не могли расплатиться с ипотечными

кредитами в результате кризиса на рынке недвижимости, а также

«American Recovery and Reinvestment Act of 2009» и «Healthcare

reform legislation» (будущий «Obamacare»). Следует упомянуть не-

сколько весьма эксцентричных законодательных инициатив, оказав-

шихся в центре внимания протестующих, например, совершенно

феерический налог на ожирение, которым предлагалось облагать

продажу еды и напитков, наиболее способствующих ожирению (а не

самих людей с ожирением, как это пытались изобразить некоторые

СМИ). В целом сторонников движения объединяет призыв к возвра-

щению к фундаментальным ценностям свободного рынка, а текущие

экономические проблемы и финансовые кризисы они объясняют от-

ходом от этих самых фундаментальных ценностей и превращением

государства не в «ночного сторожа», как это должно было быть, а в

машину перераспределения доходов через высокие налоги и высокий

уровень госрегулирования.