Фундаментализм в религии, науке и политике: краткий обзор
Гуманитарный вестник
# 5·2017 3
ассоциировавшегося у фундаменталистов с иностранными течениями
и идеями.
Наибольшую известность термин «фундаментализм» приобрел,
когда политическую победу в Иране после революции 1979 г. одер-
жали фундаменталисты, а также после террористических атак на
Всемирный торговый центр в США и возникновения печально зна-
менитого Исламского государства. Исламский фундаментализм —
наверное, самое яркое и одиозное проявление фундаментализма на
мировой арене. Салафизм представляет собой тоталитарную полити-
ческую идеологию теократического государства. «Лозунг “аль-ислам
хуа аль-халь” (“Ислам — вот решение”) означает, что для наведения
порядка в мусульманском мире, для искоренения социальной неспра-
ведливости, безнравственности и коррупции, для устранения “непра-
ведных правителей”, равно как и для защиты от пагубного воздей-
ствия чуждых культурных и поведенческих моделей Запада, необхо-
димо прежде всего очищение самого ислама от вредных наслоений,
возвращение к незамутненным истокам этой религии» [3, с. 78].
Салафиты самого различного толка исходят из убежденности в том,
что исламский мир находится в состоянии упадка, вызванного отхо-
дом от традиционных ценностей и этики ислама, отказом от ислам-
ской этико-правовой системы — исламского шариата. Фундамента-
листы требуют возвращения к законам, нормам и ценностям ислама,
строя таким образом социально справедливое государство. При этом
фундаменталисты зачастую тяготеют к своеобразному панисламизму,
так как исламское государство должно объединять в себе разрознен-
ные национальные образования исламского мира, создав на их осно-
ве единую исламскую республику — Халифат [4].
Термин «иудейский фундаментализм», как правило, употребляет-
ся для обозначения ультраортодоксальных течений и учений в Изра-
иле (реже — за его пределами), требующих от исповедующих иуда-
изм строго следовать букве Писания (причем имея в виду не только
Пятикнижие, но и Талмуд, и Мишну) и нетерпимо относящихся к
любым отклонениям от него. Так, например, в Израиле периодически
наблюдаются случаи нападения студентов-ультраортодоксов на евре-
ев, работающих в шаббат. Ультраортодоксы также нетерпимо относятся
к любым проявлениям религиозного либерализма и либеральным соци-
альным изменениям, например, проявляя агрессию по отношению к от-
крытым гомосексуалистам. Помимо этого для ультраортодоксов
характерно жить в постоянном ожидании Мессии, которое они вос-
принимают буквально, а не как отдаленное событие в будущем [5].
Также термин «фундаментализм» иногда применяется по отноше-
нию к некоторым восточным религиозным и религиозно-политическим
движениям, например, к Широмани Акали Дал — движению сикхов,