Previous Page  3 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 11 Next Page
Page Background

Фундаментализм в религии, науке и политике: краткий обзор

Гуманитарный вестник

# 5·2017 3

ассоциировавшегося у фундаменталистов с иностранными течениями

и идеями.

Наибольшую известность термин «фундаментализм» приобрел,

когда политическую победу в Иране после революции 1979 г. одер-

жали фундаменталисты, а также после террористических атак на

Всемирный торговый центр в США и возникновения печально зна-

менитого Исламского государства. Исламский фундаментализм —

наверное, самое яркое и одиозное проявление фундаментализма на

мировой арене. Салафизм представляет собой тоталитарную полити-

ческую идеологию теократического государства. «Лозунг “аль-ислам

хуа аль-халь” (“Ислам — вот решение”) означает, что для наведения

порядка в мусульманском мире, для искоренения социальной неспра-

ведливости, безнравственности и коррупции, для устранения “непра-

ведных правителей”, равно как и для защиты от пагубного воздей-

ствия чуждых культурных и поведенческих моделей Запада, необхо-

димо прежде всего очищение самого ислама от вредных наслоений,

возвращение к незамутненным истокам этой религии» [3, с. 78].

Салафиты самого различного толка исходят из убежденности в том,

что исламский мир находится в состоянии упадка, вызванного отхо-

дом от традиционных ценностей и этики ислама, отказом от ислам-

ской этико-правовой системы — исламского шариата. Фундамента-

листы требуют возвращения к законам, нормам и ценностям ислама,

строя таким образом социально справедливое государство. При этом

фундаменталисты зачастую тяготеют к своеобразному панисламизму,

так как исламское государство должно объединять в себе разрознен-

ные национальные образования исламского мира, создав на их осно-

ве единую исламскую республику — Халифат [4].

Термин «иудейский фундаментализм», как правило, употребляет-

ся для обозначения ультраортодоксальных течений и учений в Изра-

иле (реже — за его пределами), требующих от исповедующих иуда-

изм строго следовать букве Писания (причем имея в виду не только

Пятикнижие, но и Талмуд, и Мишну) и нетерпимо относящихся к

любым отклонениям от него. Так, например, в Израиле периодически

наблюдаются случаи нападения студентов-ультраортодоксов на евре-

ев, работающих в шаббат. Ультраортодоксы также нетерпимо относятся

к любым проявлениям религиозного либерализма и либеральным соци-

альным изменениям, например, проявляя агрессию по отношению к от-

крытым гомосексуалистам. Помимо этого для ультраортодоксов

характерно жить в постоянном ожидании Мессии, которое они вос-

принимают буквально, а не как отдаленное событие в будущем [5].

Также термин «фундаментализм» иногда применяется по отноше-

нию к некоторым восточным религиозным и религиозно-политическим

движениям, например, к Широмани Акали Дал — движению сикхов,