Previous Page  7 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 11 Next Page
Page Background

Фундаментализм в религии, науке и политике: краткий обзор

Гуманитарный вестник

# 5·2017 7

Консерватизм научного сообщества ярче всего проявлял себя

именно в процессе научных революций: многие сторонники класси-

ческих теорий не признавали концептуальные идеи специальной теории

относительности (СТО) и особенно общей теории относительности

(ОТО), сам основатель вышеупомянутых теорий в течение долгого

времени весьма скептически относился к квантово-механической

картине мире. И. Лакатос представил наглядное и широко известное

описание этого консерватизма в виде идеи защитного пояса научно-

исследовательских программ, вспомогательные гипотезы которого

предохраняют ключевые положения научно-исследовательской про-

граммы от низвержения с помощью modus tollens. Но есть ли здесь

пространство для фундаментализма, для возвращения к неким тради-

циям и ценностям? Теоретически такая возможность может быть

найдена, если наложить смену парадигм на проблему обоснования

формализованного знания. Если взять первый постулат СТО: «Любое

физическое явление протекает одинаково во всех инерциальных си-

стемах отсчета» [13], то по очевидным причинам не удастся доказать

его универсальность. Однако принципы более широкой физической

теории, например, ОТО, еще менее доказуемы. Реальной причиной,

по которой можно рассматривать фундаментальные основания тео-

рии как истинные, а значит, и теорию в целом как верную, является

ее объяснительная и предсказательная сила. Проблема обоснования

особенно показательна для математики, экспериментальная проверка

положений которой невозможна, а выбор системы аксиом оказывает-

ся фундаментом знания. Поскольку в какой-то степени уверенность

научного сообщества и авторитет определенных мыслителей и науч-

ных школ оказывается фактором для выбора той или иной научно-

исследовательской программы, то можно говорить о существовании

пространства для идей о возвращении к предыдущей НИП или пара-

дигме (например, от квантовой механики к релятивистской физике),

если новая оказывается малопонятной и заходит в тупик.

Однако вышеизложенное не позволяет утвердительно ответить на

вопрос о корректности употребления термина «фундаментализм» по

отношению к науке. Наука не является идеологией и не основана на

вере, следовательно, фундаментализм в науке возникнуть не может, а

встречающееся в ненаучных источниках употребление данного тер-

мина, направленное против сциентизма, едва ли можно назвать кор-

ректным.

Является ли фундаментализм рациональным? Есть ли что-то ра-

зумное в доверии авторитетам ради того, чтобы получать знание ко-

ротким путем? Если ставить вопрос подобным образом, то фунда-

ментализм выглядит разумно. Человек действительно поступает так,

и его поведение полностью соответствует принципу экономии мыш-

ления (Denkökonomie) [14], сформулированному эмпириокритици-