А.В. Волобуев
6
Гуманитарный вестник
# 5·2017
этот термин в заглавие своей книги «Сила рыночного фундамента-
лизма» [10], исследовав данное явление с точки зрения социологии.
Сам факт того, что академические социологи изучают влияние идей
рыночного фундаментализма на общество, по мнению автора данной
статьи, говорит о признании существования этого явления научным
сообществом.
Использование термина «фундаментализм» по отношению к науке
выглядит, на первый взгляд, совершенно абсурдным. Как инновацион-
ная по определению деятельность может быть направлена на возвраще-
ние к традиции? Напротив, наука часто выступает главным и самым
непримиримым антагонистом фундаменталистских идей.
В каком контексте можно встретить словосочетание «научный
фундаментализм»? Чаще всего подобный термин направлен не про-
тив науки, а против сциентизма. Напомним, «сциентизм (от лат.
scientia — знание, наука) — идейная позиция, в основе которой ле-
жит представление о научном знании как о наивысшей культурной
ценности и определяющем факторе ориентации человека в мире. При
этом в качестве идеала самой науки, как правило, рассматривается
точное математизированное естествознание, под воздействием успе-
хов которого в познании законов природы и связанного с этим науч-
но-технического прогресса и возникает сциентизм» [11]. Представле-
ние о научно-техническом прогрессе как залоге решения проблем
человечества и об ученых как о «позитивных священниках», популя-
ризированное позитивистами, некоторые воспринимают как ретро-
градство. О каких «некоторых» здесь идет речь? Автор данной статьи
ни разу не встретил подобного употребления термина «научный
фундаментализм» на страницах академических изданий и в печатной
публицистике, а вот в интернет-публицистике термин является весь-
ма распространенным и, как правило, используется сторонниками
альтернативной медицины, альтернативной психологии, различных
эзотерических и паранаучных учений. Как правило, их представители
используют термин для выставления в негативном свете жестких
принципов научности знания, не позволяющих считать подобные
альтернативные учения научными. Автор статьи считает аморальным
и безответственным предоставление ссылок на подобные интернет-
издания.
Для разрешения вопроса корректности академического использо-
вания термина «фундаментализм» по отношению к науке следует об-
ратиться к хрестоматийной концепции смены парадигм Т. Куна и
проблеме обоснования математического знания. «Новая научная ис-
тина не достигает триумфа путем убеждения своих оппонентов и их
просветления, но это, скорее, происходит оттого, что ее оппоненты, в
конце концов, умирают и вырастает новое поколение, с ней знако-
мое» [12].