А.В. Волобуев
2
Гуманитарный вестник
# 5·2017
Данный термин претерпел значительные метаморфозы всего за
немногим более чем столетие своего существования, с тех пор, как
впервые появился в США в конце XIX в. Изначально он был введен
для обозначения групп американских протестантов, защищавших, по
их мнению, фундаментальные ценности христианской веры: бук-
вальное понимание сакральной библейской правды, сотворение мира
Господом, библейские чудеса, включая непорочное зачатие и воскре-
сение Христово во плоти. Помимо противостояния религиозной
модернизации и либерализму, фундаментализм американских еван-
гелистов вскоре проявил себя и в другой области, не включенной
непосредственно в доктринальные диспуты внутри религии: фунда-
менталисты выступили в качестве мощной оппозиции идеям эволю-
ционной биологии и даже добились запрета на ее преподавание в
1925 г. Фундаментализм быстро вырос в мощное общественно-
политическое движение, опиравшееся на солидную финансовую под-
держку: так, на рубеже XIX–XX вв. массированная пропагандистская
кампания, призывавшая американцев вернуться к фундаментальным
ценностям христианской (в понимании евангелических церквей)
веры, была спонсирована братьями Мильтоном и Лайманом Стю-
артами — нефтяными магнатами, конкурировавшими с трестом
Рокфеллера за монополию на стремительно развивающемся нефтя-
ном рынке [1]. Идеи и ценности фундаментализма стали настолько
популярны, что известный в 1920-х гг. американский журналист
Менкен писал: «Кинь яйцо из окна Пульмановского вагона — и ты
попадешь в фундаменталиста практически всюду в США» [2, с. 3].
Хотя фундаментализм в США довольно быстро перерос чисто
религиозные рамки и выплеснулся в общественно-политическую дея-
тельность, он, тем не менее, оставался явлением скорее религиозного
характера. Большая часть фундаменталистов вышла из баптистских
церквей и аффилированных с ними учреждений и общественных орга-
низаций, причем весьма многочисленной среди фундаменталистов
была прослойка премиллениалов — сторонников новой формы не-
редкого в христианской традиции эсхатологического течения, сто-
ронники которого считали, что дни человечества сочтены и второе
тысячелетие — последнее для этого грешного мира. Движение полу-
чило свое институциональное оформление даже в области образова-
ния: в 1927 г. Боб Джонс основал фундаменталистский университет в
Южной Каролине, который быстро стал влиятельным учреждением и
является таковым по сей день. Кроме того, существовало большое
число фундаменталистских колледжей. В целом весьма пестрый
набор общественно-политических, религиозных и образовательных
организаций и движений объединяло стремление защитить веру аме-
риканских протестантов от тлетворного влияния модернизации,