Previous Page  2 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 11 Next Page
Page Background

А.В. Волобуев

2

Гуманитарный вестник

# 5·2017

Данный термин претерпел значительные метаморфозы всего за

немногим более чем столетие своего существования, с тех пор, как

впервые появился в США в конце XIX в. Изначально он был введен

для обозначения групп американских протестантов, защищавших, по

их мнению, фундаментальные ценности христианской веры: бук-

вальное понимание сакральной библейской правды, сотворение мира

Господом, библейские чудеса, включая непорочное зачатие и воскре-

сение Христово во плоти. Помимо противостояния религиозной

модернизации и либерализму, фундаментализм американских еван-

гелистов вскоре проявил себя и в другой области, не включенной

непосредственно в доктринальные диспуты внутри религии: фунда-

менталисты выступили в качестве мощной оппозиции идеям эволю-

ционной биологии и даже добились запрета на ее преподавание в

1925 г. Фундаментализм быстро вырос в мощное общественно-

политическое движение, опиравшееся на солидную финансовую под-

держку: так, на рубеже XIX–XX вв. массированная пропагандистская

кампания, призывавшая американцев вернуться к фундаментальным

ценностям христианской (в понимании евангелических церквей)

веры, была спонсирована братьями Мильтоном и Лайманом Стю-

артами — нефтяными магнатами, конкурировавшими с трестом

Рокфеллера за монополию на стремительно развивающемся нефтя-

ном рынке [1]. Идеи и ценности фундаментализма стали настолько

популярны, что известный в 1920-х гг. американский журналист

Менкен писал: «Кинь яйцо из окна Пульмановского вагона — и ты

попадешь в фундаменталиста практически всюду в США» [2, с. 3].

Хотя фундаментализм в США довольно быстро перерос чисто

религиозные рамки и выплеснулся в общественно-политическую дея-

тельность, он, тем не менее, оставался явлением скорее религиозного

характера. Большая часть фундаменталистов вышла из баптистских

церквей и аффилированных с ними учреждений и общественных орга-

низаций, причем весьма многочисленной среди фундаменталистов

была прослойка премиллениалов — сторонников новой формы не-

редкого в христианской традиции эсхатологического течения, сто-

ронники которого считали, что дни человечества сочтены и второе

тысячелетие — последнее для этого грешного мира. Движение полу-

чило свое институциональное оформление даже в области образова-

ния: в 1927 г. Боб Джонс основал фундаменталистский университет в

Южной Каролине, который быстро стал влиятельным учреждением и

является таковым по сей день. Кроме того, существовало большое

число фундаменталистских колледжей. В целом весьма пестрый

набор общественно-политических, религиозных и образовательных

организаций и движений объединяло стремление защитить веру аме-

риканских протестантов от тлетворного влияния модернизации,