Previous Page  2 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 13 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Л.Г. Черемных, Н.И. Губанов

2

Гуманитарный вестник

# 5·2017

Вместе с тем проблема достоверности доказательного знания оста-

ется недостаточно разработанной как в науке, так и в праве. И ученые,

и юристы ставят вопрос: «Можно ли назвать аргументы, приводимые в

процессе доказательства, достаточно надежными, а выводы — обосно-

ванными?» Попытка предложить некоторые ответы на этот вопрос

является целью данной статьи. Для этого, по мнению авторов, следует

в первую очередь обратиться к математике, поскольку именно она

традиционно считается образцом адекватного, достоверного знания,

в котором доказанные утверждения достаточно обоснованы и, как

правило, согласуются со всеми утверждениями, доказанными ранее.

В логико-математических науках противоречия встречаются значи-

тельно реже, чем в других науках. Представители различных школ ма-

тематиков и логиков (формализма, логицизма, конструктивизма) раз-

рабатывают свои программы по устранению этих противоречий.

Причины наиболее высокой точности и строгости математиче-

ского доказательства заключаются в том, что эта наука сравнительно

рано обрела собственные выразительные средства и заговорила на

формальном языке. Конечно, это был вынужденный шаг, поскольку

естественный язык из-за его недостаточной точности не вполне под-

ходил аналитической науке как средство исследования. По мнению

Б.В. Бирюкова, естественный язык, сложившийся в историческом

процессе как коммуникативное и информационное средство, сугубо

модален и эмоционален. Он великолепно приспособлен для передачи

внутреннего состояния человека, воздействия на других людей путем

возбуждения в них соответствующих чувств. Но он мало пригоден

для точного бесстрастного научного анализа, его элементы не обла-

дают однозначностью смысла, имеют массу трудноуловимых оттен-

ков, поскольку в нем имеются омонимичные выражения, а слова

изменяют свое значение со временем, иногда приобретая прямо про-

тивоположный смысл [2, с. 19].

Хотя при характеристике формального математического языка

нельзя не отметить, что в нем часто употребляются такие слова, как

«пусть», «рассмотрим», «требуется» и т. п., которые относятся скорее

к естественному языку, но при этом активно применяются в матема-

тике, а следовательно, должны быть одинаково поняты всеми читате-

лями. Существует ли в этом случае пусть даже абстрактная возмож-

ность разного понимания? Здесь следует обратить внимание на то,

что в естественном языке встречается формулировка не допускаю-

щих двусмысленности команд. Такие слова, как «пусть», «рассмот-

рим», «требуется», лексически совершенно однозначны. Вряд ли в

истории математики можно найти пример, где бы неоднозначность

в понимании подобных слов привела к различию в выводах.