1
УДК 808.2:378.02
Особенности использования аудио- и видеокурсов
при обучении русскому языку иностранных
учащихся подготовительного отделения
© Н.А. Ионова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Представлен систематизированный подход к обучению иностранных учащихся
русскому языку с помощью аудио- и видеоматериалов, необходимый для разносто-
роннего и свободного общения.
Ключевые слова:
аудио- и видеоматериалы, микродиалоги, монологический блок,
культурологический аспект, мультимедийные учебные комплексы, неадаптиро-
ванные материалы.
Целью данной статьи является систематизация разработок аудио-
и видеоматериалов с их рекомендацией к применению в обучении
иностранных слушателей русскому языку. Задачей этого курса явля-
ется разностороннее овладение языком в различных его аспектах.
Вначале необходимо отметить особенности данного контингента
учащихся. Приезжая в Россию даже с начальным (элементарным)
уровнем подготовки по русскому языку, иностранные студенты сразу
же сталкиваются с проблемой коммуникации с окружающими их
людьми и, как следствие, испытывают дискомфорт при адаптации
в новом для них обществе. При этом одной из главных проблем оста-
ется трудность восприятия живой, звучащей речи, что необходимо
для понимания собеседников как в пределах аудитории, так и в быто-
вых условиях. Поэтому очень важно на занятиях по русскому языку
наряду с такими аспектами обучения, как грамматика, чтение и
письмо, являющимися без сомнения тем фундаментом, на котором
базируется изучение иностранного языка, уделять внимание разго-
ворной речи, так как именно через общение происходит адапиация
человека к окружающему его миру. И если адаптация происходит
медленно, затормаживается и учебный процесс.
Для достижения вышеуказанной цели — свободного восприятия
русской речи на слух — необходимо уже на начальной стадии вво-
дить в программу занятий фрагменты аудиокурса. Разделим его
условно на пять основных блоков: